Эксперт назвал самый эффективный способ экспорта нефти для Казахстана
Астана, 9 сентября, 2022, 18:29 — ИА Регнум. Для расширения имеющейся инфраструктуры транзита энергоресурсов Казахстану нужны деньги, инвестиции, подготовительные работы. Быстро выстроить альтернативные маршруты без участия России не получится. Об этом в интервью ИА REGNUM рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Эксперт напомнил, что уже была анонсирована статья со ссылкой на казахские источники «об увеличении прокачки через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан».
«То есть нефть через порт Актау на танкерах доставляется в Азербайджан, затем идет по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. В Турции нефть снова грузится на танкеры и поставляется куда угодно. Еще может быть прокачка по маршруту Баку-Супса. Если верить расчетам некоторых аналитиков, то этот вариант позволяет заместить порядка 8% тех объемов, которые идут по Каспийскому трубопроводному консорциуму. То есть это мало. Для того, чтобы увеличивать текущие мощности нужно расширять порты на Каспийском море», — сказал собеседник.
Он отметил, что «в принципе, Баку-Тбилиси-Джейхан особо расширять не нужно, он пока недозагружен. Но если уж Казахстан хочет полностью переключиться на другие маршруты, то придется расширять и Баку-Тбилиси-Джейхан».
«Что касается альтернативных покупателей. Есть Китай. Естественно, Казахстан, имеет право расширяться в этом направлении. Но с кондачка этот вопрос, конечно, не решить. Нужны деньги, инвестиции, подготовительные работы. Быстро перестроить и расширить всю инфраструктуру у Казахстана не получится», — отметил аналитик.
По мнению Митраховича, на сегодняшний день Казахстану наиболее эффективно транспортировать свою нефть на мировой рынок с помощью России.
«Полноценная кооперация сейчас, скорее всего, затруднительна. Поэтому, вероятно, стороны будут искать компромисс», — предположил он.
Материалы по теме: Как обрушить экономику России? Запад хочет попробовать