Комитеты Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, по обороне и по безопасности рекомендовали депутатам ратифицировать Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ. Отметим, что Договор уже дважды вносился на ратификацию в Госдуму. По предложению депутатов второй раз - 5 ноября 2004 года - он был внесен с некоторыми оговорками, уточняющими позицию российской стороны. Договор был разработан с учетом международных правовоых документов, касающихся вопросов борьбы с различными проявлениями терроризма, и содержит основные положения, регламентирующие правовой и организационный механизмы сотрудничества государств-участников СНГ в области предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма. В сложившихся условиях, по мнению депутатов, согласованные действия сторон в борьбе с терроризмом являются настоятельной необходимостью.

Правительство РФ считает, что ратификация Договора будет способствовать совершенствованию международно-правовой базы и создаст объективные предпосылки для повышения эффективности взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и государств Содружества в указанной сфере. Договор затрагивает основные права человека и гражданина, а также устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Договором лицо, совершившее акт терроризма, рассматривается как гражданин определенного государства на момент совершения преступления. В связи с этим при решении вопроса о выдаче этого лица, являющегося гражданином Российской Федерации, возможно нарушение положений части первой статьи 61 Конституции РФ и части первой статьи 13 Уголовного кодекса РФ, запрещающих выдачу граждан Российской Федерации. В новой редакции законопроекта зафиксированы два принципиальных положения в форме оговорок о том, что, во-первых, в отношении российских военнослужащих, участвующих в проведении антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ, не применяется законодательство принимающей Стороны, и в любом случае они находятся под юрисдикцией Российской Федерации, и, во-вторых, запрашивающая Сторона, обращаясь к Российской Федерации с просьбой о проведении совместных антитеррористических мероприятий, тем самым признает настоящие оговорки обязательной для себя неотъемлемой частью Договора.

В целом, депутаты профильных комитетов считают, что рассматриваемый Договор создает правовую основу для координации антитеррористических усилий между государствами - участниками СНГ, и при этом позволяет сохранить нашей стране достаточную гибкость и свободу действий в построении двусторонних межгосударственных отношений, не препятствует проведению Российской Федерацией независимой внешней политики. Как пояснил председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, "договором устанавливаются международно-правовые основы сотрудничества компетентных органов стран СНГ по разработке и принятию согласованных мер в борьбе с терроризмом". По его словам, договор "отвечает национальным интересам России и имеет исключительно важное значение для обеспечения безопасности страны".