25 ноября комитет Государственной Думы по безопасности совместно с комитетом по образованию и науке организовали проведение парламентских слушаний на тему "Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и распространению наркомании в Российской Федерации". Первый вице-спикер палаты Любовь Слиска, открывая парламентские слушания, подчеркнула, что "ситуация продолжает развиваться в неблагоприятном направлении", "сегодня наркотики стали легко доступными", что позволяет говорить "об угрозе нации и стабильности общества в целом".

Анализ криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по словам заместителя председателя комитета по безопасности Валентина Бобырева, свидетельствует о возрастающем объеме контрабандного ввоза наркотиков, сегодня "российская наркопреступность активно интегрируется в международный наркобизнес". Доходы от наркобизнеса используются для подкупа различных должностных лиц, в том числе для финансирования террористов и экстремистских организаций. Постоянно увеличивается число лиц, вовлеченных в процесс перевозки и сбыта наркотиков, потребителей наркотических средств и увеличении объема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. По данным официальных учетов количество наркозависимых граждан за последние 10 лет увеличилось почти в 15 раз и составило в среднем по стране 241 человек на 100 тыс. населения. В ряде регионов уровень наркотизации значительно выше. Так, в Южном федеральном округе этот показатель составляет 253,2, в Дальневосточном - 302,1, Уральском - 334,5, Сибирском - 415,6. В.Бобырев отметил, что "происходит омоложение наркопреступников: почти 62% из них лица в возрасте от 18 до 30 лет". Отмечается увеличение участия в незаконном обороте наркотиков женщин - 14,1% в 2003 году. Более 30% привлекаемых к ответственности за наркопреступления ранее совершавшие преступления, что свидетельствует об отсутствии в стране действенной системы предупреждения и профилактики наркомании.

О возможностях законодательного обеспечения профилактики наркомании в образовательных учреждениях рассказала заместитель комитета по образованию и науке Валентина Иванова. Большое значение по ее мнению, имеет "первичная и вторичная профилактика" наркомании в учебных заведениях, направленная на формирование у молодого поколения страны целостной ориентации на здоровый образ жизни. Необходим комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании среди детей, подростков и молодежи, который должен охватывать сферы обучения, трудового и эстетического воспитания, культуры, спорта, досуга. К мероприятиям по профилактике должны активнее подключаться общественных организации и средства массовой информации, подчеркнула депутат.

О целесообразности усиления социальной направленности различного вида рекламы на утверждение в обществе принципов здорового, высоконравственного и культурного образа жизни говорила и председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. Совершенно выпали, по мнению Т.Яковлевой, из поля зрения вопросы социальной реабилитации наркозависимых. "Общество и государственная власть относятся к наркозависимым крайне негативно", констатирует депутат.

Участники слушаний неоднократно отмечали, что сегодня в России доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину, а героин, кокаин и амфетамины практически полностью поступают из других государств, среди которых "лидирующее" место занимает Афганистан. К сожалению, подчеркнул член думского комитета по безопасности Евгений Ройзман, Государственная граница России на протяжении долгого времени продолжает оставаться фактически "открытой для наркотиков", особенно на южных рубежах страны. Отсутствие на таких участках специальных инженерно-технических сооружений обуславливают рост контрабанды наркотических средств. Большой проблемой в настоящее время, по мнению председателя Комитета по обороне Виктора Заварзина, стало проникновение наркомании в Вооруженные Силы и другие силовые ведомства. "Человек при оружии и наркотики это категорически не совместимо", подчеркнул он. Именно поэтому Министерство обороны РФ предлагает законодательно ввести норму обязательного осмотра призывников на метадоновую зависимость, СПИД, гепатит.

Участники слушаний в своих выступлениях отмечали, что принятие поправок, гумманизирующих Уголовный кодекс РФ, фактически исключило привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей за приобретение и хранение наркотиков в целях личного потребления. Есть серьезные сомнения в части соответствия этих изменений требованиям международных конвенций, участником которых является Россия. Это прежде всего относится к отмене института конфискации, а также к установленным минимальным размерам наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов для квалификации их нахождения в незаконном обороте в целях уголовного преследования. По мнению большинства участников подобная ситуация в законодательстве не отвечает условиям бескомпромиссной борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Федоров призвал законодателей встать на путь кодификации антинаркотического законодательства и прежде всего восстановить в уголовном праве институт конфискации, как вид дополнительного наказания для "подрыва экономических основ наркопреступности" и внести в российское законодательство дополнение о нераспространении амнистии и помилования на приговор суда в части конфискации по делам о наркопреступлениям.

По мнению участников парламентских слушаний бороться с наркопреступностью и употреблением наркотиков одними запретительными методами с применением административных и уголовных мер воздействия недостаточно. Решение этой сложнейшей социальной проблемы невозможно без активной профилактической деятельности сопряженной с эффективной лечебной помощью и системой реабилитации больных наркоманией. Крайне необходимо широкая общественная поддержка, закрепление совместной ответственности всех ветвей государственной власти за состояние дел в борьбе с этим злом. Необходима консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, содействия организаций гражданского общества. Открытой и скрытой пропаганде наркотиков должны противостоять слова и дела политиков, авторитетных общественных лидеров, духовенства, деятелей культуры.