Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Минпромэнерго России, 23-24 ноября в Челябинской области под председательством губернатора Петра Сумина проходит выездное заседание рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по вопросу реализации программ строительства жилья и развития ЖКХ в России. Планируется, что этот вопрос будет рассмотрен на заседании президиума Госсовета в январе 2005г., а затем и на заседании Госсовета. В рабочую группу вошли представители Правительства РФ, профильных министерств и федеральных агентств, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, губернаторы. Минпромэнерго на заседании рабочей группы представляет помощник Министра промышленности и энергетики РФ Леонид Чернышов.

Отметим, что первое организационное заседание рабочей группы состоялось в сентябре текущего года в Москве. На нем участники определили направление и структуру работы, порядок подготовки документов и сбора информации. После этого редакционная комиссия начала разработку основного доклада. Во время этой работы был собран и обобщен опыт российских регионов и зарубежных стран в области управления жилищно-коммунальным хозяйством и его модернизации, а также строительства жилья. В настоящий момент подготовлена окончательная версия проекта доклада на президиум Госсовета. Однако, по мнению специалистов Минпромэнерго, многие вопросы, которые носят не тактический, а стратегический характер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не нашли отражение в этом документе. В частности, необходимо реализовывать национальную программу обеспечения населения доступным жильем. Пакет законов по формированию рынка доступного жилья, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы, часть очень острых проблем должен решить. Этот Пакет из 27 законов предусматривает как формирование спроса, так и формирование предложения, в нем заложены коммерческие механизмы по приобретению жилья в собственность и обеспечения жильем малообеспеченных слоев населения.

Как заявил помощник министра промышленности и энергетики РФ Л.Чернышев, пакет законопроектов, который сейчас будет принят, нуждается в доводке. "Сейчас уже ясно, что появятся дополнительные законопроекты, которые будут обновлять и улучшать жилищное законодательство. В настоящее время уже можно смело говорить о новом пакете законов. Например, данный пакет не предусматривает введение цивилизованных форм аренды жилья. В демократическом обществе люди должны иметь право выбора. Не все хотят приобретать жилье, поэтому должна быть возможность снять квартиру, - использовать механизм найма. Тем более это актуально в рамках задачи, которую ставит Президент, обеспечение мобильности населения. Люди должны работать, там, где эффективно, а жить там, где удобно. Поэтому необходим целый блок норм для развития в России коммерческого найма", - пояснил Л.Чернышов.

Второй вопрос связан с предоставлением земли для строительства. Инструмент, который практикуется в других странах мира и который в свое время применялся и в дореволюционной России, это право застройки. Это разновидность вещного права, которое позволяет застройщику приобретать по договору на длительный период времени землю под строительство и эксплуатацию на ней жилых зданий. Право застройки можно считать дополнительным инструментом для застройщиков помимо аренды земли, которая предусмотрена Земельным кодексом. Основное отличие состоит в том, что это право является предметом оборота, то есть договор права застройки может быть заложен в банке, строитель может взять под него кредит, пояснил помощник министра.

Третий вопрос связан с инструментами повышения качества жилья. Россия обладает огромным потенциалом недвижимости, это порядка 30% стоимости основных фондов России, только 9 млн. многоэтажных строений, которые построены за последние 30-40 лет. При этом очень велик процент старого и ветхого фонда. "Остается вопрос, что мы будем делать с таким жильем, - заметил Л.Чернышов. - Я считаю, что часть такого фонда нуждается в капитальном ремонте и модернизации. И политика государства в области обновления, модернизации, повышения качества ранее построенного жилья тоже должна найти отражение в том докладе на Президиуме Госсовета. Не все города в состоянии идти по пути Москвы, которая этот вопрос решает радикальными методами".

Вместе с тем, отмечают в министерстве, до сих пор не решен вопрос привлечения средств населения в жилищную сферу. Как отметил представитель Минпромэнерго, в мировой практике существуют два механизма привлечения средств населения в жилищное строительство. Это стройсберкассы и паевые инвестиционные фонды.