"Анализ эксперимента по внедрению единого государственного экзамена показывает, что чем дольше он проходит, тем больше усложняется система его проведения. Становится вообще непонятно, для чего мы его вводим. Ни в одной реформе (в том числе, реформе образования) мы ни разу не попробовали идти под запросы самих участников процесса. В данном случае, родителей и учеников. Может быть, стоит впервые в жизни пойти по либеральному принципу?", - таким вопросом задалась 18 ноября на заседании российского совета по развитию образования председатель партии "Наш выбор", Ирина Хакамада.

Рассуждая на тему "итоги и перспективы единого государственного экзамена", она заявила, что имея результаты ЕГЭ, каждый выпускник должен получить право на поступление в любой вуз страны.

"Абитуриенты, желающие поступить в не престижные вузы России, используя набранные в ходе ЕГЭ баллы, должны получить такое право. Выпускники, у которых большие амбиции, независимо от результатов тестирования в школе, должны получить добровольное право на поступление в вузы - сдавая обыкновенные экзамены. Все должно производиться без унизительных бумажек типа двойных аттестатов (об окончании школы и о праве поступления)", - подчеркнула она.

Неоднозначное мнение при обсуждении вопросов содержания и организации ЕГЭ, обозначившиеся в ходе эксперимента по его проведению, выразили руководители министерства образования и науки РФ, российской академии образования, а также представители государственной Думы, Совета Федерации, образовательного сообщества, авторы и практики ЕГЭ. Так, ректор государственного университета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов, назвав ЕГЭ изменением, которое удалось продвинуть социальной сфере РФ за первый срок президентского правления Владимира Путина, предложил рассматривать единый государственный экзамен сразу в двух системах координат. Во-первых, в системе общенациональной независимой оценки качества (как ее составную часть на этапе завершения полного среднего образования). Во-вторых, как достаточное или необходимое условие перехода из школы в вуз. "20% учеников не получают положительных оценок после завершения учебы. Таким образом, мы даем людям без знаний государственную бумагу о том, что они их имеют", - заявил он.

По мнению Кузьминова, делегаты заседания должны 10 декабря текущего года предложить власти свою повестку дня. "Чего мы хотим - чтобы уточнения (обязательным должен быть ЕГЭ или добровольным) были сформулированы нами или чтобы их анонимно разработали политики? Наша функция - не общие рассуждения, а оценка преимущества каждого из альтернативных решений", - пояснил он.

Кстати, альтернативных решений было несколько. Участники мероприятия обсуждали, чем же является ЕГЭ для школьников. Так, если ЕГЭ - добровольный выбор между 2-мя формами итоговой аттестации (ЕГЭ и традиционный экзамен), то выпускник должен получать документ об окончании школы с приложениями сразу двух видов - традиционный экзамен и ЕГЭ. В последнем случае, ЕГЭ - добровольное национальное испытание для тех, кто собирается поступать в вуз и претендовать на государственную поддержку для получения высшего образования. Другие варианты - ЕГЭ в форме итоговой аттестации для всех (результаты используют абитуриенты вуза), а также выбор формы испытания для 2-х обязательных экзаменов (ЕГЭ или традиционная форма). В данном случае для предметов по выбору присуща только форма ЕГЭ.

В ходе заседания высказывались мнения о необходимости привлечения к уголовной ответственности за фальсификацию результатов ЕГЭ, о недоверии к процедуре и содержанию экзамена, и упреки, что ЕГЭ плохо отбирает высокоодаренных детей. Первый проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, декан философского факультета Владимир Миронов заявил, что "ЕГЭ опасно для школ, поскольку часть их просто перестроится по натаскиванию тестов". Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович считает, что "правильное направление - предоставление выпускникам возможность засчитать при поступлении в вуз свои баллы, набранных в ходе ЕГЭ, а если таковых недостает, необходимо дать абитуриентам возможность сдавать ЕГЭ повторно в вузе".