В рамках официального визита в Армению президент Эстонии Арнольд Рюйтель 16 ноября 2004 выступил с лекцией "Эстония и Армения в Европе" перед студентами и профессоро-преподавательским составом Ереванского Государственного университета. ИА REGNUM приводит полный текст выступления президента Эстонии:

Уважаемый господин ректор, уважаемые слушатели!

Для меня большая радость и высокая честь выступить сегодня здесь перед вами в важнейшем учебном заведении Армении, Ереванском университете, где получили образование многие выдающиеся ученые, общественные деятели и деятели культуры. Далее я хотел бы представить обзор того, как протекало присоединение Эстонии к Европейскому Союзу. Попутно поделюсь с вами мыслями о том, какие новые возможности для сотрудничества и оказания поддержки друг другу предлагают нам состоявшиеся в Европе развития. Позвольте мне напомнить время начала контактов Эстонии и Армении в позапрошлом веке, когда обе страны находились под властью Царской России. У нас, эстонцев есть повод гордиться тем, что в 1830-36 годах в нашем студенческом городе Тарту жил основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка Хачатур Абовян, который обучался там в учительском семинаре и в университете.

Однако Абовян был далеко не единственным выдающимся армянином, получившим в то время в Тарту высшее образование. Там же учились и народный просветитель Степанос Назарян, известные поэты Рафаэл Патканян, Геворг Додохян и ряд других армянских интеллигентов. Кстати, в начале прошлого века в Тарту было так много армянских студентов, что ими были там даже созданы собственные студенческие организации. Здесь я хочу подчеркнуть тот факт, что хотя отношения между нашими государствами и народами по причине расстояния не были тесными, они во все времена были очень хорошими. В Эстонии и в наши дни проживает активная армянская диаспора, правда, немногочисленная - примерно 2000 человек-, однако хорошо адаптировавшаяся к жизни в обществе восстановившей свою независимость Эстонии. Таллиннские армяне, между прочим, несколько лет назад получили в свое распоряжение одну старую, своеобразную церковь прямо в центре города. Таким образом, армянская община имеет в нашей столице достойный храм, где собираться и проводить богослужения, как того требуют обряды и традиции старейшей в мире национальной христианской церкви.

Уважаемые слушатели!

Позвольте мне теперь продолжить краткой ретроспективой об опыте Эстонии в области евроинтеграции на протяжении последнего десятка лет. Исторически Эстония была связана с экономическим и культурным пространством Европы. Эта связь на пять десятилетий была прервана Советской оккупацией. Восстанавливая свое место в Европе, нам пришлось пройти за короткий срок длинный и сложный путь. При этом нам помогало ценное историческое наследие, кроющийся в котором опыт будет поддерживать стремления по развитию нашего государства и в дальнейшем.

Что можно подчеркнуть из нашего опыта? Во-первых, то, что при принятии решений о будущем народа решающее слово принадлежит народу как носителю высшей власти. Начало процесса восстановления независимости Эстонии в конце 1980-тых годов порой называют "поющей революцией". Огромная масса народа, собравшаяся на певческом поле столицы, пела патриотические песни и в испытанном там чувстве единства черпала волю и силы продолжить формирование своей дальнейшей судьбы. Точно также единство Балтийских народов продемонстрировала протянувшаяся от Таллинна до Вильнюса 600 километровой длины Балтийская цепочка, которую образовали державшиеся за руки люди в день 50-й годовщины тайного соглашения Молотова и Рибентроппа. Во-вторых подчеркнул бы, что именно сегодня, 16 ноября, 16 лет назад в 1988 году Верховный Совет Эстонии принял Декларацию о независимости, нанеся удар по устоям Советской империи. Этот акт в качестве формы восстановления независимости определил парламентский и переговорный путь. С принятием Декларации о независимости Эстония внесла поправки в действовавшую Конституцию, которыми было установлено верховенство законов Эстонии перед законами Советского Союза.

В-третьих, хочу здесь подчеркнуть необходимость иметь союзников в совместной борьбе. При восстановлении нашей независимости существенная роль принадлежала сотрудничеству и совместным действиям трех Балтийских государств во имя общих целей в рамках Совета Балтийских государств.

Уже до восстановления независимости для многих в Эстонии было ясно, что только полная интеграция в европейские и трансатлантические структуры обеспечит нам как малому государству со сложным географическим положением постоянную независимость и стабильность. Конечно же, в то время мы не знали, насколько долгим и сложным может оказаться этот процесс. В то же время, в части предстоящих трудностей мы не строили себе никаких иллюзий и были готовы к непрерывным усилиям на протяжении долгих лет. Сегодня мы можем сказать, что фактически наше присоединение к Европейскому Союзу произошло более гладко и быстро, чем мы в 1991 году об этом смели бы даже мечтать.

Очень сжато можно перечислить следующие этапы: В 1995 году между Эстонией и Европейским Союзом был заключен т.н. Европейский договор, которым была введена свободная торговля промышленными товарами и которым Европейский Союз признал желание Эстонии присоединиться. В 1997 году мы получили от Европейского Союза приглашение на переговоры по присоединению, которые начались весной 1998 года и завершились в декабре 2002 года. Вслед за заключением договора о присоединении в Эстонии в 2003 году состоялся референдум, давший присоединению к Европейскому Союзу поддержку значительного большинства населения. И немногим более полугода назад, 1 мая 2004, года Эстония вместе с девятью остальными присоединяющимися государствами стала членом Европейского Союза. На процесс присоединения Эстонии, как и наших Балтийских соседей Латвии и Литвы, существенное положительное влияние оказал тот факт, что восстановление нашей независимости произошло демократическим путем и без насилия. Это создало нашим стремлениям заслуживающий доверия фон и обеспечило поддержку и прямую помощь нашей работе по созданию и приведению в действие демократических институтов. Без этого же наша интеграция в Европу не была бы мыслима.

Не меньшее значение в формировании отношения Европейского Союза к Эстонии, Латвии и Литве имело наше активное взаимное сотрудничество, которое продемонстрировало волю и способность наших народов и государств к сотрудничеству. Чрезвычайно необходимы были регулярные консультации и совещания наших правительств и делегаций на переговорах. Наше сотрудничество в рамках Балтийской Ассамблеи и Балтийского Совета Министров продолжается и сейчас, хотя многие вопросы находят теперь решение в более широком контексте Европейского Союза. Конечно же, в действительности весь процесс присоединения был достаточно сложным и требующим напряжения. Параллельно с переговорами шла весьма интенсивная законодательная работа приведение законов Эстонии в соответствии с правом Европейского Союза. Большую работу пришлось проделать, как юристам, чиновникам, так и политикам. И особенно большой была рабочая нагрузка у членов делегации на переговорах. В то же время, естественно, у нас не было недостатка и в неуверенных и сомневающихся, т.н. евроскептиках. Были, как такие, кто категорически выступал против Европейского Союза, так и такие, которые советовали подождать с присоединением.

Однако короткие полгода, минувшие с присоединения, подтверждают, что поддержка народа Европейскому Союзу за это время стабильно возрастала и сейчас удельный вес избирателей, положительно относящихся к Европейскому Союзу, достигает примерно трех четвертей от всего электората. Люди ощущают, что Европейский Союз внес в их жизнь стабильность и способствует росту их благосостояния. Поэтому Эстония также поддержала и разработку нового конституционного договора Европейского Союза, который способствует углублению интеграции Европы. Важным событием для дальнейшего развития союза явилась церемония торжественного подписания договора 29 октября в Риме. Этим актом упорядочено распределение компетенции между институтами Европейского Союза, повышена роль парламентов государств-членов Союза в принятии решений, Хартия об основных правах сделана обязательной в правовом отношении и усилено также проведение совместной внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Эстония надеется, что после ратификации государствами-членами это придаст новый импульс повышению международного влияния Европейского Союза Позвольте мнездесь добавить, что вышесказанное было не направленной на вас, дорогие армянские друзья, европропагандой, а обзором того, как эстонцы после восстановления независимости стремились и стремятся решать свои национальные экзистенциальные проблемы. Убежден, что сделанный нами выбор и пути его реализации были в конкретных условиях единственно-верными. В то же время, экономическая среда Армении и среда ее безопасности совсем иные и требуют решений, соответствующих вашим национальным интересам. Уверен, что Европейский Союз и Эстония в качестве его члена сделает со своей стороны все, чтобы способствовать стремлениям Армении на пути рыночной экономики и демократического развития, в достижении более тесного сотрудничества с Европейским Союзом. Если рассматривать тему Европейского Союза в более широком плане, то хотелось бы подчеркнуть, что членство в нем не означает что-то конечное и неизменное. Наоборот, Европейский Союз, как и национальные государства, из которых он состоит, находится в постоянном развитии и видоизменении. Можно было бы сказать, что Европейский Союз - это постоянный процесс развития. Для Эстонии и для других государств, вошедших в последнюю волну присоединения, было важно обрести право участвовать в этом процессе вместе с нашими западноевропейскими партнерами. Мы не могли и не желали наблюдать со стороны как принимались бы существенные с точки зрения Европы, т.е. всех нас решения, не спрашивая нашего мнения. Тем более, что наши ближайшие соседи Швеция и Финляндия стали в 1995 году государствами-членами Европейского Союза и связанность нашей экономики с Европейским Союзом, особенно же с Финляндией и Швецией возрастала уже, начиная с 90-х годов в очень быстром темпе. Нельзя скрывать, что для Эстонии, как и для других новых членов, большое значение имеет как техническая, так и материальная помощь, которую мы получали до сего времени и продолжаем получать от европейских институтов и импульсных фондов для нужд развития своего общества и экономики. Импульсные фонды предусмотрены для максимального уменьшения внутренних различий в развитии Европейского Союза. Одновременно они являются символом внутрисоюзной солидарности, ставя своей целью создание региона с единым уровнем развития.

Присущая странам Европейского Союза солидарность простирается за пределы сообщества. Европейский Союз отдельно является крупнейшим в мире предоставителем помощи на развитие. Эстония также осознала для себя, что принадлежность к Европейскому Союзу означает не только получение, но и давание. И, прежде всего, в виде участия в единых политиках и программах Европейского Союза. Так, после присоединения увеличились средства, направляемые Эстонией на сотрудничество по развитию с государствами, остающимися вне Европейского Союза.

Дорогие армянские друзья!

Благосостояние и безопасность - это главные цели Европейского Союза. Но они зависят не только от развития, происходящего внутри Союза или в государствах, участвующих в процессе присоединения, но и от ситуации в окружающий Европейский Союз среде. Мы называем этот пояс "Новым соседством Европейского Союза". Общая численность населения территории, простирающейся от Марокко и до Кавказа, составляет примерно 400 миллионов человек. К этому добавляется Россия с численностью населения свыше 140 миллионов.

Является очевидным, что более тесное экономическое, политическое и культурное сотрудничество, как с государствами Южного Кавказа, Украиной и Молдовой, так и с государствами Западно-Балканского, Ближневосточного и Североафриканского регионов имеет с позиций безопасности, благосостояния и конкурентоспособности всей Европы существенное значение. Столь же важно и содействие разрешению "замороженных конфликтов" в соседних государствах и регионах.

Таким образом, абсолютно естественно, что Европейский Союз все большее внимание уделяет европейской политике нового соседства. Ее целью является содействие росту социального и экономического благосостояния в своем ближайшем окружении. Конечно, наряду с этим, Европейский Союз продолжает по-прежнему оказывать помощь развивающимся странам в остальном мире, однако уделение большего внимания ближайшему региону является, по мнению Эстонии, безусловно, правильным направлением.

Политика соседства занимает существенное место в определяющей наши приоритеты "Политике Правительства Эстонии в области Европейского Союза на 2004-2006 годы", одобренной нашим правительством весной этого года. В ней сказано, что, по мнению Эстонии, Европейский Союз должен в существенной мере повысить усилия с целью способствовать демократическому развитию и стабильности Украины, Молдовы, Беларуси и государств Южного Кавказа, а также разработать конкретные планы действий для претворения в жизнь этих целей. Развитие отношений с новыми соседями планируется на основе индивидуальных программ действия. Радостным для нас является принятое в июне на заседании Совета по общим делам и международным отношениям решение вовлечь государства Южного Кавказа в процесс европейской политики нового соседства. Комиссией планируется составить рапорты по государствам Грузия, Армения и Азербайджан к концу 2004 года или к весне 2005 года.

Надеемся, что уже в будущем году с Арменией и другими государствами Южного Кавказа можно будет вести речь о составлении конкретных планов действий, служащих основой осуществлению сотрудничества в области нового соседства. Согласно одному из ведущих принципов Европейской политики соседства, государство-партнер является в совместных с Европейским Союзом проектах по сотрудничеству т.н. совместным собственником. Это означает, что реализуются именно те проекты, которые отвечают индивидуальным потребностям каждого государства-партнера в части развития демократии и рыночной экономики и более тесного сотрудничества с Европейским Союзом.

Ясно, что развитие новой и со столь амбициозными целями политики, какой является политика соседства, требует от Европейского Союза нового подхода, а также дополнительных ресурсов. Поэтому Эстония при подготовке новых финансовых рамок Европейского Союза поддерживает, в числе прочего, также предложение Европейской Комиссии увеличить финансирование европейской политики нового соседства из единого бюджета Европейского Союза.

Уважаемые слушатели,

теперь немного ближе о новом европейском инструменте соседства и партнерства (ЕИСП), который открыт для всех партнеров по Европейской политике соседства и позволяет финансировать проекты в государствах-партнерах. 30 сентября Европейская Комиссия представила более детальный план, содержащий политические рамки, типы программ, порядок их администрирования и применения. Позиция Эстонии такова, что к каждому государству надо подходить индивидуально. Исходя из успехов и степени готовности государства, можно будет начать составление программ действия.

В рамках единой внешней политики и политики безопасности Европейского Союза Эстония продолжает поддерживать также разрешение "замороженных конфликтов" в Молдове и на Южном Кавказе. Мы полагаем, что роль Европейского Союза в решении этих и других конфликтов должна возрасти. Эстония, как и все другие государства-члены Европейского Союза, заинтересована в стабильном развитии во всем Южно-Кавказском регионе. Мы поддерживаем мирное и конструктивное решение вопроса Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией в рамках Минского процесса, а также усилия международных организаций по прекращению конфликта.

Несколько слов также о трансатлантическом сотрудничестве Эстонии, которое, наряду с нашей принадлежностью к Европейскому Союзу, мы считаем нашей самой важной гарантией безопасности. Эстония восьмой месяц является членом НАТО и продолжает активно вносить свой вклад в операции НАТО по урегулировании кризисов на Балканах и в Афганистане. Мы делаем это в соответствии со своими способностями и имеющимися возможностями. Встреча НАТО в верхах в Стамбуле в июне сего года подтвердила устойчивость деятельности альянса и необходимость дальнейшего развития его способности. Одним из приоритетов становится политика НАТО в области партнерства. Эстония по своему опыту знает важность партнерства и приветствует его дальнейшее развитие с государствами Южного Кавказа и Средней Азии. Сотрудничество с новыми соседями - это сфера, в которой опыт политических и экономических реформ новых государств-членов Европейского Союза особенно ценен, ибо они в состоянии видеть проблемы примерно под тем же углом зрения, что и новые соседи. Вклад Эстонии в политику нового соседства Европейского Союза мог бы быть наибольшим, прежде всего, в сфере информационной и коммуникационной технологии и электронного управления, в которой сама Эстония добилась успехов.

В подтверждение этому сослался бы на созданную летом 2002 года в сотрудничестве между Правительством Эстонской Республики, Программой ООН по развитию и информационной программой Института открытого общества Академию е- правительства. Цель этой своеобразной академии состоит в улучшении сотрудничества представителей публичного и третьего секторов в области коммуникационных и информационных технологий.

На этом фоне уместно также говорить о сотрудничестве Эстонии и Армении. После визита министра иностранных дел Эстонии сюда в Ереван в 2001 году, в наших отношениях сделан существенный шаг вперед. Еще в том же году состоялся семинар по обучению государственных чиновников Армении, который в сотрудничестве между собой организовали наши Министерство иностранных дел и Министерство дорог и связи. В сотрудничестве с нашим министерством социальных дел в 2002 году состоялся знакомящий с нашей реформой здравоохранения и медицинского страхования семинар для соответствующих специалистов Армении. В том же году высшие чиновники министерств Армении знакомились с опытом Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Эстонии по установлению гражданского контроля над силовыми структурами. Немногим более года назад, в сентябре 2003 года, в Академии е-правительства состоялось обучение в области инфотехнологии для государственных чиновников Армении. Я рад добавить, что именно в эти минуты здесь, в Ереване начинается очередное обучение в области е-правительства для государственных чиновников Армении.

Учитывая факт, что, как Армения, так и Эстония являются небольшими, но в области инфотехнологии сравнительно хорошо развитыми государствами, мы в Эстонии видим хорошие перспективы сотрудничества с Арменией в области инфотехнологии. Эстония со своей стороны готова поделиться своим опытом также в части технических вопросов банковского дела, приватизации и присоединения к ВТО.

Выше было сказано о том, что отношения между нашими государствами и народами всегда были очень хорошими, однако не особенно тесными. Последнее относится также к нашим сегодняшним экономическим отношениям, где у нас, определенно, имеется не задействованный еще потенциал. Со мною вместе в Ереван прибыла группа представителей деловой жизни Эстонии, которые прибыли сюда, конечно же, для того, чтобы познакомиться со своими армянскими коллегами и изучить возможности для реального сотрудничества. Уверен, что наши добрые отношения на политическом уровне и учащающиеся контакты создали хороший фон также и для углубления экономических отношений.

Уважаемые слушатели,

Позвольте мне в заключение выразить убежденность в том, что положительное влияние расширения Европейского Союза будет способствовать развитию политической и экономической среды наших государств в направлении возрастающей стабильности. Одновременно уверен, что совместными усилиями Армения достигнет хороших результатов в развитии демократического общества и повышении благосостояния народа.

Желаю вам в этом больших успехов!

Благодарю за внимание.