Член общественного совета при прокуратуре г. Москвы правозащитник Андрей Бабушкин по просьбе ИА REGNUM прокомментировал ситуацию, сложившуюся в результате изгнания Агентства социальной информации и других арендаторов из здания, являющегося предметом спора между двумя московскими компаниями.

Я расцениваю сложившуюся ситуацию как грубейший произвол той организации, которая считает себя собственником здания, - заявил А.Бабушкин. - Если они считают, что в принадлежащей им недвижимости на законных основаниях находится другая организация, то они должны выселять эту организацию в судебном порядке. Другого порядка выселения - силового или административного - в нашем законодательстве не предусмотрено. Зато в законодательстве предусмотрено, что если кто-то кого-то насильно выселяет без судебной санкции, то это является уголовным преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 330 Уголовного кодекса. И в этом случае органы прокуратуры должны возбуждать уголовное дело.

По словам директора агентства Елены Тополевой-Солдуновой, 14-е отделение милиции еще 9 ноября передало в Тверскую прокуратуру документы для возбуждения уголовного дела по факту незаконного удержания имущества агентства, и прокурор Алексей Ефремов заверил, что реакция прокуратуры последует в течение трех дней. Однако с тех пор никаких действий со стороны правоохранительных органов так и не было предпринято.

Прокуратура потворствует правовому беспределу в нашей стране - тому, чтобы люди действовали силовыми методами, самозахватом, нанимали киллеров и всевозможных преступников. На сегодня органы прокуратуры и суда - самые главные союзники мафиозно-криминальных структур, потому что они буквально сталкивают наше общество в криминал. Когда единственный легальный канал борьбы за свои законные интересы перекрыт, люди либо отказываются от защиты своих интересов либо начинают пользоваться нелегальными каналами - надевают на себя пояса шахидов, идут в преступные группировки, платят взятки и так далее.

Как, по-вашему, будет развиваться ситуация с АСИ? Вряд ли коллектив агентства наденет пояса шахидов...

Конечно. Но я надеюсь, что у прокуратуры все-таки хватит чувства самосохранения, и она возбудит уголовное дело и примет надлежащие меры по защите интересов общественной организации - хотя бы в порядке исключения.

Насколько типична для Москвы подобная ситуация, мягко выражаясь, замедленной реакции?

Она очень типична, это происходит постоянно. Прокуратура действует либо для отчетности, либо когда кто-то на нее давит. А просто по своей инициативе, как ей полагается, она не действует. Конечно, среди прокуроров есть люди с совестью, переживающие за дело, но в целом для прокуратуры быстрая реакция и восстановление законных прав и интересов, увы, не характерна. Это скорее исключение, а не правило.
К сожалению, прокуратура у нас все меньше и меньше является инструментом защиты нарушенных прав; она все больше и больше становится инструментом расправ со стороны государства.

Но ведь в данном случае государство совсем не при чем. Просто два хозяйствующих субъекта делят кусок земли в центре столицы...

В этом все и дело. Поскольку государство не при чем, прокуратура и не вмешивается. Команды "фас" не было...
Безусловно, это безобразие. В таком виде прокуратура права на существование не имеет. Мы надеялись, что создание общественного совета как-то изменит стиль работы прокуратуры Москвы, но пока что этого не происходит. По-моему, люди, которые сейчас стоят во главе системы прокуратуры в целом по стране, просто гробят свои собственные структуры. Общественность считает прокуратуру своим естественным союзником, мы пытаемся делать все, чтобы спасти ее, но если врачи, с одной стороны, пытаются лечить больного, а он, со своей стороны, выдергивает все капельницы и сам себя травит мышьяком, то помочь такому больному крайне затруднительно. Прокуратура у нас находится пока в положении такого больного.