Госсовет Чувашии выступает против предлагаемой в рамках реформы госвласти процедуры роспуска региональных парламентов в случае двукратного отклонения предложенной президентом кандидатуры на пост губернатора. Депутаты Госсовета считают, всё это "не в полной мере" соответствует Конституции России и общепринятым принципам и нормам международного права. ИА REGNUM публикует постановление Госсовета Чувашии полностью. Постановление Государственного Совета Чувашской Республики Об отзыве на проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Государственный Совет Чувашской Республики поддерживает предпринимаемый руководством страны комплекс мер по консолидации и укреплению всех структур власти и институтов гражданского общества в целях защиты интересов государства, субъектов Российской Федерации и граждан Российской Федерации.

Рассмотрев проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Государственный Совет Чувашской Республики постановляет:

1. Считать проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не в полной мере соответствующим Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв, предложения и замечания на проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (прилагается).

3. Направить настоящее постановление депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Чувашской Республики Аксакову А. Г., Семенову П. В., Броницыну А. Ю. с просьбой поддержать его.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственного Совета Чувашской Республики М. А. МИХАЙЛОВСКИЙ

г. Чебоксары, 6 октября 2004 года, № 426

Приложение к постановлению Государственного Совета Чувашской Республики от 6 октября 2004 года № 426

ОТЗЫВ на проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Рассмотрев проект федерального закона № 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Государственный Совет Чувашской Республики отмечает следующее.

Федеральным законопроектом предлагается наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственный Совет Чувашской Республики считает, что законодательная деятельность в Российской Федерации должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее нормами и конституционными принципами.

Глава 1 Конституции Российской Федерации "Основы конституционного строя", содержащая основополагающие принципы Конституции Российской Федерации и институт основ конституционного строя, а также глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации, их пересмотр в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации принадлежит исключительно ведению Конституционного Собрания, не созданного в Российской Федерации в настоящее время.

В соответствии со статьями 1 и 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Человек, его права и свободы согласно статье 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью, и принятие, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина принадлежат государству, и никто не может присваивать власть в Российской Федерации (статья 3 Конституции Российской Федерации). Согласно пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в осуществлении своих полномочий.

Считаем, что рассматриваемый проект федерального закона не согласуется с конституционными нормами самостоятельно избирать гражданами Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (статья 32 Конституции Российской Федерации), порядка ограничения прав граждан Российской Федерации (статья 55 Конституции Российской Федерации) и принципом разделения государственной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации). Полномочия Президента Российской Федерации, установленные в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации, имеют исчерпывающий характер. В этой связи возможность Президента Российской Федерации своим указом распустить законодательные органы субъектов Российской Федерации в случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на наш взгляд, не соответствует конституционным нормам.

Вышеуказанные выводы соответствуют постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края. В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами в Российской Федерации. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

При рассмотрении вышеуказанного федерального законопроекта в Государственной Думе мы считаем необходимым внести в него ряд изменений в целях его совершенствования:

1. В статье 1 федерального законопроекта:

а) абзацы восьмой, девятый, десятый пункта 1 изложить в следующей редакции: "б) в пункте 3: дополнить подпунктом "а1" следующего содержания:"а1) оформляется решение об избрании гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);"

Обоснование данного изменения с "наделения" полномочиями на "избрание" заключается в следующем. Юридическое действие как "наделение" гражданина Российской Федерации какими-либо полномочиями в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, а также в законодательстве субъектов Российской Федерации не предусмотрено, а есть действия как "назначение", "представление", "утверждение", "формирование", "внесение", "установление". Соответственно, по всему тексту статьи 1 законопроекта выражение "наделение" следовало бы заменить на слово "избрание" с учетом излагаемого текста;

б) абзац девятый пункта 2 после слов "В случае двукратного отклонения... и вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации" дополнить словами ", если эти действия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации повлекли массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации";

в) после подпункта 2 пункта 4 включить новый абзац следующего содержания: "Кандидатура на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации определяется на основе предложений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо Президентом Российской Федерации после предварительного согласования (консультаций) данной кандидатуры с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.";

г) в пункте 5 термин "утрата доверия" следовало бы изменить. Поскольку термин "доверие" не имеет четкого правового содержания и обозначает уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-нибудь, чему-нибудь. Полагаем, утрата доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности, и при условии, что ими совершены виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним.

В этой связи в тексте законопроекта юридически корректнее было бы записать следующим образом: "за утрату доверия в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, если это повлекло массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации".