Ожидается, что 29 октября Государственная Дума ФС РФ рассмотрит в первом чтении президентский законопроект о новом порядке избрания губернаторов - об их назначении Президентом РФ при согласии законодательного собрания региона. Председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, глава межрегионального координационного Совета партии "Единая Россия" по Приволжскому округу, депутат от избирательного округа 020 Республики Мордовия Виктор Гришин ответил на вопросы ИА REGNUM о законопроекте.

Виктор Иванович, проясните ситуацию. Что написано в президентском законопроекте: каков механизм назначения губернаторов?

Суть закона такова. Президент предлагает на должность высшего должностного лица гражданина Российской Федерации, достигшего 30-летнего возраста, законодательному представительному органу субъекта РФ. Субъект Российской Федерации имеет право рассмотреть эту кандидатуру, причем президент вносит ее за 35 дней. Законодательное собрание должно рассмотреть эту кандидатуру в течение 14 дней и принять решение: утвердить или не утвердить своим постановлением данную кандидатуру. Если кандидатура не утверждается два раза, президент имеет право распустить законодательное собрание. Президент также имеет право своим указом отстранить от должности высшее должностное лицо, т.е. отзыв, в соответствии с этим законом, он будет производить сам. В том случае, если назначенное лицо утратило доверие президента или не справляется со своими должностными обязанностями.

То есть президент может снять ранее назначенного главу региона без решения законодательного собрания?

Без решения законодательного собрания. Если законодательное собрание решит отстранить высшее должностное лицо субъекта Федерации от возложенных на него полномочий, этот высший законодательный орган должен обратиться к президенту. Президент же по ходатайству законодательного органа власти должен или принять решение об отзыве высшего должностного лица или оставить его. То есть решение остается за президентом, законодательные органы не вправе отстранить высшее должностное лицо.

Согласно законопроекту, президент может назначать главу региона на неограниченный срок?

Сегодня ограничений нет, если не считать, что есть ограничения сроков у президента. И еще один важный момент. Если высшее должностное лицо не будет наделено полномочиями законодательным органом, президент имеет право назначить исполняющего обязанности высшего должностного лица. У него будут свои полномочия, которые будут прописаны в том числе в уставе или конституции субъекта РФ. В частности, он не будет иметь права роспуска законодательного собрания, но исполнять функции высшего должностного лица он будет до тех пор, пока не будет выбран постоянно действующий губернатор, высшее должностное лицо.

Это в том случае, если президент распускает законодательное собрание?

Да. Но он может распускать законодательное собрание. Но может его и не распускать. По сути дела, если выборы прошли два раза, президент имеет право распустить законодательный орган. Но воспользуется ли он этим правом - все зависит от него. То есть, в принципе, он может назначить исполняющего обязанности и с действующим законодательным органом власти.

То есть вообще не обращая внимания на законодательное собрание?

Да. Законодательное собрание не приняло кандидатуру - президент принял решение. Пусть законодательное собрание функционирует в том режиме, в каком функционирует, а на это время, чтобы разобраться с ситуацией, он назначает исполняющего обязанности.

Вы считаете это нормальной практикой?

Что вам сказать... Я считаю, что эта практика продиктована нынешним состоянием страны. Мы говорим об укреплении вертикали власти, о принятии быстрых решений, и эти решения должны проходить быстро не только снизу-вверх, но и сверху-вниз. Нужна понятная и ответственная процедура. В качестве примера непростой ситуации - ситуация в Карачаево-Черкесии. Что делать? Как здесь себя вести? Каким образом принимать быстрые решения? Таких ситуаций в стране достаточно много.

Как вы относитесь к идее главы ЦИК РФ Александра Вешнякова о необходимости ограничить по времени действие этого закона? Назывался 10-летний период...

Здесь вопрос непростой. Ведь, по сути дела, если мы говорим о 10 годах, сейчас есть закон об организации Пермского края, где губернатор будет избираться только в будущем году, назначены выборы. Как с ним поступать - мы не знаем. Избранные губернаторы могут жить, условно говоря, в течение 5, 6, 7 лет, сроки здесь самые разные. Если говорить о сроке в 5 лет, то мы оставляем систему вообще в нынешнем состоянии. Я думаю, что, наверное, обстановка покажет. Все мы люди разумные. Я тоже считаю, что это мера временная. Но какое время понадобится для того, чтобы в стране был порядок, чтобы не было хаоса, террора, голодных и т.д. Я думаю, что в любой стране демократия приходит не сама собой, ее нужно строить в зависимости от того, к чему страна готова, может быть, немного забегать вперед.
Недавно Торшин выступал, у него было интересное сравнение (Александр Торшин - вице-спикер Совета Федерации ФС РФ - прим. ИА REGNUM): любая субстанция, любое вещество, любая идея может быть полезна и вредна в зависимости от того, сколько ее скушать. Если мы скушает две ложки меда - это нормально. Если 5 кг. - то дай Бог, чтоб мы не умерли от такого количества меда. То же самое и с демократией, надо увязать ее с порядком. Самое главное, чтобы в стране была стабильность. Конечно, к демократии надо переходить, потому что иного пути у человечества, по-моему, нет. Все мы понимаем, что несвободный человек вряд ли сможет генерировать свободные идеи, спокойно и свободно трудиться на каких-то своих предприятиях. Но везде есть рамки демократии. Все зависит от того, как каждый человек понимает, насколько он сам себя в состоянии держать в рамках той демократии, которую ему дает страна.

В законе что-то говорится о том, откуда берется предлагаемая президентом кандидатура?

Пока нет. Процедура пока не прописана, но мы со своей стороны обсуждали и обсуждаем вопрос, в том числе и в рамках комитета, что на самом деле процедура отбора людей на эту большую должность обязательно должна быть еще до внесения кандидатуры президентом. И с точки зрения профессионализма, и с точки зрения политической зрелости. Наверное, здесь могут быть партии, те же региональные парламенты, по-моему мнению, могла бы участвовать и Общественная палата, которая создается при президенте. Думаю, что процедура обсуждения, выдвижения, может быть, конкурсного отбора какого-нибудь, резерв должен быть сформирован.

После второго чтения закон может быть изменен так, что президент будет обязан вносить не одну, а хотя бы две кандидатуры? Каковы ваши ощущения?

Думаю, что вряд ли. Я думаю, что президенту все-таки есть смысл вносить одну кандидатуру. Другое дело, что до этого с законодательным органом власти должна быть проведена соответствующая работа, когда ему, может быть, будет предложено 5 кандидатур и он из них на предварительном этапе выберет одну. Возможно, что что-то по этой предварительной процедуре должно быть расписано в законе, а что-то более детально в каком-нибудь другом нормативном акте, в указе президента, например.

Здесь велика опасность коррупции.

Велика. На самом деле велика. Когда много власти дается самой власти без привлечения демократических институтов, это, несомненно, чревато тем, что возникает коррупция. Мы знаем, что и Петр искал в свое время, 300 лет назад, искал возможность уйти от коррупции. И в этой части вводил элемент местного самоуправления по налогообложению, чтобы люди сами их собирали. Было какое-то лицо, которое купцы выбирали из своей среды, и оно, выполняя общественную работу, собирало налоги. Я считаю, что нынешняя власть, когда мы видим, что коррупция очень велика в Российской Федерации, должна думать о том, каким образом бороться с этой сложнейшей проблемой. Конечно, я думаю, что и Общественная палата создается, и институт отбора кандидатуры - это должно быть понятно, прозрачно.
Мне кажется, что гарантия от всего этого все-таки президент. Я думаю, что нынешняя система выборов высших должностных лиц не менее нечестная, если хотите, чем даже мы в самом худшем варианте сможем предложить ту процедуру, о которой мы говорим. Мы все видим, что обстановка такова, что, в любом случае, к власти в регионах и в результате выборов часто приходят люди, которые так или иначе связаны с крупным бизнесом. И те люди, которых лоббировал крупный бизнес, очень часто проходят на посты губернаторов. Вот здесь, на мой взгляд, коррупция может быть даже больше, чем в том варианте, который предлагается. Но вы должны понимать, что многое зависит от того первого лица, которое есть сегодня, которое будет завтра. Мы должны формировать такой аппарат и такую систему власти, которая бы меньше всего зависела от конкретных людей, которые приходят на самые высокие посты. Должна быть защита во власти, если хотите, от дурака. Насколько эти процедуры удастся прописать... Я не вижу, что вот этот законопроект, который мы сегодня предлагаем, коренным образом меняет ситуацию в ту или иную сторону. Еще раз хочу сказать, на мой взгляд, этот законопроект даже менее коррупционен, чем общенародные выборы, которые проходят сегодня.

Вы говорите, что нужно формировать такую систему власти, которая бы не зависела от конкретных людей. Но получается все как раз наоборот. Вы оставите колоссальные полномочия следующему президенту страны.

Несомненно. Я думаю, что президент тоже понимает, что он берет на себя. Что это не только та ответственность перед регионом, куда он назначает человека. Это ответственность за его моральный облик, за его профессионализм, он должен быть неплохим политиком и должен быть морально готов к такому посту. Насколько он будет оправдывать доверие президента - настолько на президента может снизойти с этого региона или благодарность людей или какая-то обратная картина.

Я так понимаю, вы уже получили большинство отзывов регионов на законопроект? Надо полагать, все они положительные?

Да, за исключением Чувашии.

В Чувашии отрицательный отзыв?

Да.

Как вы думаете, почему губернаторы так охотно поддержали идею своего назначения? Все вдруг стали сознательными?

Наверное, это достаточно высокий рейтинг президента. Я думаю, что ему доверяют не только люди, а в том числе и губернаторы, и законодательные собрания.

Они теряют реальные ресурсы?

Ну, в определенной мере. Теряют политический ресурс в той части, что они всенародно избранные. Но я не слышал от наших больших лидеров, я имею в виду Шаймиева, Лужкова, чтоб они были этой процедурой озабочены. Скорее наоборот. Я помню первое выступление Шаймиева. Он сказал, что в нынешней ситуации не обладает необходимыми полномочиями для создания нормальной обстановки в своей республике. Чтобы, условно говоря, он обладал влиянием не только на органы исполнительной власти в республике. У нас сегодня в регионах по разным оценкам до 100 с лишним структур федеративных органов власти. Они часто занимаются своими делами, хотя их курирует, в том числе, и полномочный представитель президента, это разрывает власть, не делает ее консолидированной. Это не дает принимать те решения, которые бы пошли на пользу региону.
В законе прописывается возможность передачи лицам, наделенным высшими должностными полномочиями, функции координации действий правоохранительных органов, исполнительных структур власти РФ и т.д. На мой взгляд, многие губернаторы понимают, что, кроме того, что они условно теряют свою политическую независимость, их положение будет более прочным, более крепкое, причем это будет поддержка президента. У них будет возможность практически в любое время обратиться к президенту, высказать ему то, что есть. Сегодня же он практически берет на свои плечи все проблемы своего региона. Завтра же он будет понимать, что за ним, в том числе, и страна. А часто бывает так в регионе, что человек пришел неподготовленный и не понимает, что в регионе многих потенций нет. И вот тогда перед ним возникает вопрос: а как же быть, а куда же идти. И начинается хождение по Минфину, по Минэкономики, еще где-то.
Мне кажется, что многие губернаторы понимают и еще одну задачу. Выборные технологии требуют достаточно серьезных средств. И когда вы попадаете в зависимость от кого-то, лучше, если эта зависимость от государства. Мне так кажется.

Виктор Иванович, появилась информация, что на текущей неделе в Госдуму будет внесен законопроект о назначении глав муниципальных образований. Вам что-нибудь известно об этом?

Я не готов вам ничего сказать по этому законопроекту. Я так понимаю, что вы этот вопрос задаете в связи с тем, что есть определенные аналогии. Но на самом деле они не прямые, местное самоуправление - это немножко другая ветвь власти. Здесь, если такое решение будет принято, в рамках Конституции, должен быть какой-то продуманный шаг, нужно саму процедуру продумать. На мой взгляд, это непростая задача: решить эту проблему в рамках Конституции. Удастся ли нашим правовикам, если такая задача стоит, ее решить - надо будет смотреть.

Данный законопроект по идее может проходить через ваш комитет или только через комитет по вопросам местного самоуправления?

Это не через наш, это через комитет Мокрого (Владимир Мокрый - глава думского комитета по вопросам местного самоуправления - прим. ИА REGNUM) пойдет, если пойдет.