Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM Анти Ронк (Anti Ronk), советник старейшины Северо-восточного уезда Ида-Вирумаа Аго Сильде (Ago Silde) на этой неделе отправляется в Псков и Санкт-Петербург, где у него запланированы встречи с губернаторами Валентиной Матвиенко и Евгением Михайловым. Планируется, что в поездке в Россию Сильде будут сопровождать бизнесмены и руководители региональных предприятий.

В ходе двухсторонних переговоров предполагается обсудить в Санкт-Петербурге вопросы наращивания транзитного коридора через Нарву и Силламяэ, а также строительства нового моста на эстоно-российской границе, а в Пскове - вопросы обучения учителей информатики. По словам Ронка, поездка в Россию позволит согласовать решения о расширении приграничного сотрудничества Эстонии и России и внести ясность в сроки возведения моста. На замечание корреспондента ИА REGNUM по поводу того, что вопрос о строительстве моста находится в ведении губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, а не губернатора В. Матвиенко, Ронк уточнил, что будет обсуждаться вопрос о развитии транзитного коридора на Эстонию из Санкт-Петербурга и Москвы в целом.

Не совсем адресный, выбор персон российской стороны переговоров показывает, что развитие нефтетранзитного бизнеса в Эстонии, традиционно декларируемое эстонской стороной как деполитизированный процесс, начало требовать от эстонского государства политического решения в России связанных с этой отраслью проблем. В связи с вводом в эксплуатацию новых транзитных мощностей в Силамяэском порту, рассчитанных на переработку в год не менее десяти миллионов тонн грузов, интенсивность движения грузовых автомобилей через границу в Нарве многократно возрастет. В течение ближайших пяти лет порт может обеспечивать прием до 1000 грузовиков из России в сутки. С учетом того, что в 2003 году на 40 % увеличился поток транзитных грузовых машин через границу с Россией в Нарве и еще на 33 % зафиксирован рост за текущий отрезок этого года, для обеспечения порта российским транзитом необходимо развитие российской транспортной инфраструктуры в эстонском направлении. Поэтому очевидной задачей Эстонии стала необходимость перенаправить российские инвестиции из строительства собственных портов на Балтике и ориентированной на них транспортной структуры на развитие транзитного коридора через Эстонию.

Важность, с которой в Эстонии относятся к этой проблеме, демонстрирует факт что, планируемый российский вояж Силде предваряла состоявшаяся на прошлой неделе поездка-совещание по Северо-востоку Эстонии министра внутренних дел Маргуса Лейво (Margus Leivo) и министра по вопросам региональной политики Яана Ыунапуу (Jan Õunapuu). В поездке министров кроме уездного старейшины Силде сопровождали председатель правления одного из совладельцев порта, концерна "Силмет Групп", Тийт Вяхи (Tiit Vähi), мэр Нарвы Тармо Таммисте (Tarmo Tamiste), руководитель строительства Силламяэского порта Маргус Вяхи (Margus Vähi), депутаты парламента Эстонии Антс Паульс (Ants Pauls) и Рейн Айдма (Rein Aidma) и начальник Северо-восточного погранрегиона подполковник Роланд Пеэтс (Roland Peets). В сообщении об этом выездном совещании газета "Северное Побережье" отметила, что одним из основных обсуждаемых вопросов стало развитие транспортных путей к Силамяэскому порту, расположенного в 60 километрах от строящегося Россией порта Усть-Луга.

Эстонский экономист, академик Михайил Бронштейн, оценивая конкурентные способности двух соседних портов - Силламяэ на эстонском берегу и Усть-Луга на российском берегу Финского залива - признал в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM, что "интересы будут пересекаться - набор грузов примерно одинаковый. В обоих портах есть угольный и нефтяной терминалы, которые не должны простаивать. У каждого из портов есть свои преимущества". "По некоторым обстоятельствам Силламяэ может быть не менее эффективным портом, чем Усть-Луга", - считает академик. Отметив, что преимущество Силамяэ - это развитая инфраструктура, глубинность и меньшая замерзаемость, к числу достоинств Усть-Луги академик смог отнести только льготные по сравнению с эстонским транзитом тарифы на российской железной дороге. Бронштейн напомнил также, что портом Силамяэ наполовину владеют россияне, которые не заинтересованы в простаивании его мощностей - значит, как он надеется, "половина прибыли будет доставаться россиянам". Эстонский эксперт призвал порты договориться о здоровой конкуренции, в которой заинтересованы все стороны, а не вести войну на взаимное уничтожение: "Нужно грамотное разделение труда. Если российских грузов будет достаточно, то работы хватит всем".