Как ранее сообщалось, с 18 октября все заместители мэра Магадана подали в отставку. По словам мэра Владимира Печеного, обновленная управленческая система "позволит выстроить жесткую вертикаль ответственности". Согласно сообщению пресс-службы мэрии города, для разработки необходимой нормативно-правовой базы мэрия намерена привлечь специалистов Фонда "Институт экономики города" (ИЭГ). Между тем в Фонде отмечают, что его разработки, внедряемые в настоящее время в Магадане, не имеют ничего общего с реорганизацией системы управления городом на основе "вертикали ответственности".

По просьбе ИА REGNUM, сотрудничество ИЭГ с городскими властями Магадана прокомментировал эксперт Фонда "Институт экономики города" Роман Зайцев.

"С 1997 г. в городе при техническом содействии экспертов Фонда реализуется Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана на 1997-2003 гг.", утвержденная Магаданской городской думой, - сообщил он. - Ее основной целью провозглашался перевод жилищно-коммунального сектора на рыночные принципы функционирования и усиление мер социальной защиты населения.

В течение 6 лет реализации программы администрация города последовательно проводит достаточно взвешенную, продуманную политику реорганизации жилищно-коммунального комплекса". В качестве результатов Р.Зайцев отметил следующее:

- в городе произошла демонополизация сферы содержания и обслуживания жилищного фонда. Жилищный трест-монополист был реорганизован, и на его месте созданы 7 муниципальных РЭУ, осуществляющих содержание, обслуживание и ремонт жилищного фонда. В настоящий момент ведется подготовительная работа по акционированию данных жилищных предприятий;

- в целях реализации основных положений программы в 2003 году было создано единое отраслевое подразделение, отвечающее за жилищно-коммунальное хозяйство - Управление ЖКХ, основной задачей которого является обеспечение надежного и эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством города, координация и анализ деятельности предприятий ЖКХ, организация контроля за техническим содержанием и эксплуатацией жилых зданий, а также разработка программ реконструкции и развития жилищно-коммунального комплекса;

- управлением ЖКХ совместно с экспертами Фонда разработана форма договора на управление муниципальным жилищным фондом, заключаемого между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальной сфере. Первый такой договор был подписан в феврале 2004 года между УЖКХ и ООО "Жилсервис";

- в городе проводится активная политика формирования конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилья. С этой целью разработано Положение "Об организации и проведении конкурсов на право управления муниципальным жилищным фондом заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда". Подготовлен пакет конкурсной документации. В соответствии с данным Положением в августе 2004 года проведен конкурс на право управления жилищным фондом и оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда подрядной организацией. Победителем конкурса, об участии в котором заявили 8 организаций различных форм собственности, стала частная управляющая компания. Победителем по другому лоту признан индивидуальный предприниматель. В рамках положения о формировании и развитии конкурентной среды и привлечения частных компаний к управлению жилищным фондом постановлением мэра из управления муниципальной организации была изъята часть жилищного фонда и предана в порядке эксперимента в управление частной управляющей компании на основании договора на управление с УЖКХ;

- в Магадане за годы реализации программы было создано 11 товариществ собственников жилья (ТСЖ), из чего можно сделать вывод о том, что в городские власти создают для этого благоприятные условия. С начала 2004 года отмечен рост числа ТСЖ во "вторичном жилье" (создано 6 ТСЖ), который связан, в том числе, с повышением активности в данном направлении частного бизнеса, который постепенно приходит в сферу управления и обслуживания жилья, и сам инициирует процесс создания ТСЖ. Ряд ТСЖ и создавался именно для того, чтобы иметь альтернативу обслуживания муниципальным РЭУ. Сразу же при создании они заключали договор на обслуживание с частной управляющей компанией. Тарифы на оплату жилищных и коммунальных услуг и для членов ТСЖ, и для остальных собственников установлены администрацией на уровне платежей граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде;

- в целях совершенствования имущественных отношений в жилищно-коммунальной отрасли из хозяйственного ведения жилищных предприятий был изъят муниципальный жилищный фонд и передан в оперативное управление УЖКХ. Данный шаг стал первым на пути создания юридических основ эффективного управления жилищным фондом и оснований формирования конкуренции в сфере управления жильем. Следующим шагом стала разработка и заключение договоров на управление муниципальным жилищным фондом, в которых предусмотрена система мониторинга за деятельностью жилищных предприятий по управлению жилищным фондом;

- в целях создания системы договорных отношений между нанимателями, собственниками жилья и жилищными организациями были разработаны и утверждены типовые формы договора найма жилого помещения в домах жилищного фонда и договора на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Процесс заключения таких договоров с нанимателями и собственниками вступил в завершающую стадию.

"Подводя общий итог хода реализации программы в городе Магадане, необходимо отметить, - сказал Р.Зайцев, - что одним из основных достижений явилось создание в городе стартовых условий для активного прихода в отрасль частного бизнеса. С развитием конкуренции в сфере обслуживания жилья ожидаются позитивные для населения города изменения в качестве предоставляемых жилищных и коммунальных услуг. Созданные юридические основы эффективного управления жилищным фондом позволят в дальнейшем муниципалитету усилить контроль, как за состоянием жилищного фонда города, так и непосредственно за деятельностью жилищных организаций, регулировать качество и стоимость предоставляемых услуг".