18 октября зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков направил письмо министру юстиции России Юрию Чайке о явном противоречии 113 инструкции Центробанка новой редакции закона о валютном регулировании и валютном контроле.

В письме говорится, что согласно новой редакции вступившего в силу ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", "установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами". В то же время, согласно инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г., зарегистрированной Минюстом, "обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".

Обращаясь к пункту 1 статьи 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма", А.Аксаков обращает внимание, что данный пункт содержит императивное требование, согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента). Таким образом, по мнению А.Аксакова, расширительное толкование пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма" входит в противоречие с ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Поскольку в последнем законодатель явно говорит о случае идентификации личности клиента при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков как об исключении. Согласно общим принципам права, устанавливающим приоритет специального законодательства над общим, при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков должна применяться норма ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", замечает депутат.

Зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает, что совместное толкование положений указанных законов не приводит к логическому противоречию только в том случае, когда требование об обязательной идентификации физических лиц, совершающих операции по купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков, распространяется на операции, подлежащие обязательному контролю. Перечень таких операций определен статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма". Как показывает сложившаяся практика, отмечает А.Аксаков, осуществления обменными пунктами операций по купле-продаже наличной иностранной валюты, идентификация физических лиц при обмене незначительных сумм наличной иностранной валюты не осуществляется за исключением случаев, когда такая идентификация осуществляется по заявлению клиента. Таким образом, полагает А.Аксаков, требования Инструкции Банка России явно противоречат пункту 2 статьи 11 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и ее регистрация Министерством юстиции является необоснованной в части пункта 4.6, явно ущемляющего законные прав граждан.