"Культурный Центр "Содружество" при поддержке Министерство культуры Чувашии, Посольство Дании в России, SILKEBORG ART MUSEUM (Дания) представляет проект "ГЛАЗА ВОЛГИ", посвященный 70-летию поэта с мировым именем, уроженца Чувашии Геннадия Айги. В рамках проекта 9 октября центр "Содружество" открывает в стенах Чувашского государственного художественного музея международную выставку "Глаза Волги-этнофутуризм и визуальная поэзия".

Об истории создания проекта рассказал ИА REGNUM автор концепции Атнер Хузангай.

Работы, представленные на выставке "Глаза Волги", раскрывают чувства, эмоции и интуицию разных художников, но так или иначе они читают реальность и обладают поэтическим, то есть самым верным, видением мира. Здесь представлены работы 21 современного художника. Чуваши и датчане, французы и удмурты, марийцы и татары, шведы и башкиры. Сообщество творческих личностей с разными судьбами, местами рождения и проживания, культурными и национальными традициями. Но их роднит нечто неуловимое - приверженность Образу, Слову, тайной мелодии этого мира, воплощенной просто и прозрачно в народной песне. Когда они вместе, стирается грань между условностями, не важны паспортные данные. Глубинный эпос и внутренний лиризм объединяют художника и зрителя, разрушая преграды и границы, соединяя прошлое, настоящее и будущее.

Идея проекта возникла в ходе чтения книги Народного поэта Чувашии Геннадия Айги "Поклон-Пению. Сто вариаций на темы народных песен Поволжья" (1988-91, 1998-99, 1999-2000). Триптих вариаций сейчас содержит чувашскую, татарскую и удмуртскую части. Пишется четвертая - эрзя-мокша (мордовская) часть. Эти "песенки", как их называет сам автор-интерпретатор, емки и лаконичны, и само обращение к народной поэзии Геннадия Айги, "экстраординарного поэта современного русского авангарда", по определению Романа Якобсона, может показаться неожиданным. Но, продолжая традиции классического авангарда, поэзия Айги дополняет их дыханием древних текстов, источающих безукоризненную эстетику. Поэт соединяет глубинную народную традицию "круговой песни", которая бытовала и отчасти бытует ныне у народов мари, удмуртов, мордвы, татар и чуваш, этнических культур Европы, Африки, Азии (рубаи, хокку и т.д.), с ее лаконичностью, философичностью, афористичностью, понятной и естественной формой самовыражения, с собственным восприятием мира и людей в мире как акта постоянного творения, придавая особую импрессионистичность и выпуклость отдельным образам. Чувашские, татарские, марийские, удмуртские, мордовские вариации Г. Айги - "краткосюжетные" песни - раздумья - перекликаются между собой, имеют сходные мотивы и являются ярким примером единства культурного пространства Урало-Поволжского региона, как историко-этноязыкового феномена, и мирового в целом, находя в нем свои созвучия. Поэзия Г. Айги, напитавшись из незамерзающих "глаз Волги", просто и естественно входит в контекст современной культуры, открывая эпос в современности, внося в нее самобытное, цельное чувство.

15 текстов-четверостиший, отобранных для проекта из книги "Поклон - Пению", и 5 неопубликованных, эксклюзивно написанных автором для проекта, глубоко и по своему осмысленные современными художниками и дизайнерами Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Франции, Дании, Татарстана, объединяют межэтнические культурные традиции и особая сакральность, направленная к "глубинным течениям" человеческого подсознания. "Творцы знаков" хотят заглянуть в "глаза Волги", припасть к истоку. Как писал в свое время венгерский композитор Бела Барток: " Надо пить не из стакана, а из чистого источника" (Cantata Profana).

В живописи, графике и инсталляциях, представленных в рамках проекта "Глаза Волги", можно ощутить таинственное мерцание образов Родины, души лесов и полей, природосообразность человека, контрапункты между словесным выражением сущностей и их художественным воплощением. Этот коллективный интернациональный "спуск" в "забытые донья Мелоса-Отечества" (Айги) по-своему показателен.

Интертекстуальной и весьма значимой поддержкой концепции выставки могут быть и так называемые "крестьянские циклы" Казимира Малевича (1878-1935), художника, мыслителя, теоретика супрематического искусства, которого Айги чтит в качестве в качестве одного из своих учителей. Малевич мыслит деревенскую вселенную как устойчивую общность людей и природы, пребывающих друг по отношению к другу в настоящем взаимодействии и, в то же время, он синтезирует крестьянские лики со своим супрематическими, космическими прозрениями. Он же говорил о "распределении буквенных звуковых масс в пространстве..."

Реализация проекта также станет импульсом возврата интереса к Слову, Образу, попыткой объединить и сблизить разные культуры на основе неких духовных сил, пробуждая их в душе человека, заставляя его вспомнить что-то потаенное, родное, "бабушкино-мамино", посредством творящей силы поэзии, выраженной художественной семантикой. Эта выставка - только первый шаг, мы надеемся увидеть "Глаза Волги - 2,3,4,5,6,7..." и взглянуть этими "глазами" на мир и дать миру посмотреть в наши "глаза".