Как ранее сообщалось, 5 октября в Москве состоялась презентация проекта "Евразийское водное партнерство" - частной управляющей компания, рассчитывающей занять позицию национального оператора в области водоснабжения и водоотведения. В презентации приняли участие руководитель проекта, бывший председатель правления ОАО "Российские коммунальные системы" Сергей Яшечкин и его заместитель, в недавнем прошлом заместитель председателя правления РКС Александр Баженов.

Комментируя свой уход из РКС, С.Яшечкин отметил, что это не является свидетельством кризиса проекта "Российских коммунальных систем". "Это признак того, что проект вступил в новую фазу - сказал он. - Никакого кризиса РКС не существует. Все текущие показатели деятельности компании - как физические, так и стоимостные и балансовые - укладываются в диапазон прогнозов", включая сюда 1 млрд руб. плановых убытков. В ходе первого периода развития проекта РКС диагностированы проблемы, с которыми сталкивается частный бизнес, приходя в ЖКХ, выработаны и апробированы оптимальные модели бизнеса, фактически доказано, что частный бизнес может соответствовать требованиям, предъявляемым к управлению социально значимыми объектами жизнеобеспечения.

"Уникально сильная команда" РКС формировалась, исходя из потребностей первого этапа становления этого проекта, пояснил С.Яшечкин; на следующем этапе происходит передача функций оперативного управления в дочерние общества, что позволяет оптимизировать головную компанию и перейти к реструктуризации системы управления. Как следствие, существующий состав менеджмента оказался избыточным по отношению к тем задачам, которые стоят перед РКС сегодня.

В то же время С.Яшечкин остановился и на ряде трудностей, с которыми столкнулись РКС. В частности, правоприменительная практика и оперативные решения органов государственной власти, по его оценке, носили "несколько бессистемный характер" и отставали от того "волевого тренда", который демонстрировала власть (монетизация льгот, принятие пакета законов, поддерживающих развитие рынка доступного жилья, и, в частности, законов "Об инвестиционном соглашении в жилищно-коммунальном комплексе" и "О тарифном регулировании" и т.п.). В связи с этим, С.Яшечкин особо указал на то, что несмотря на то, что 42% населения страны пользуется льготами в сфере ЖКХ, именно эти льготы решено было не монетизировать, причем данное решение не было экономически мотивировано, а носило чисто политический характер.

Проблемой для бизнеса ОАО "РКС" обернулась и такая мера как введение долгосрочного (техлетнего) ценового регулирования в энергетике. Коммунальное хозяйство оказалось не готово работать с предприятиями энергетики в таком режиме, заметил С.Яшечкин, но. "Если бы политическая воля была доведена до конца, и предприятия коммунального хозяйства один раз были отрегулированы по принципу достаточности экономически обоснованных затрат, мы смогли бы после этого органично встраиваться в систему регулирования, принятую у наших смежников. К сожалению, это не было сделано, и мы считаем, что это в значительной мере притормаживает процесс рыночных преобразований в коммунальной сфере и, безусловно, влияет на инвестиционную привлекательность отрасли", - посетовал он.

Отвечая на вопросы журналистов С.Яшечкин признал, что недостаточное финансирование со стороны акционеров компании, несомненно, повлияло на темпы и масштабы ее развития, однако возможно привлечение и иных инвестиций помимо средств акционеров.

Перспективы развития проекта РКС С.Яшечкин связал с дальнейшей диверсификацией, сосредоточением функций оперативного управления в региональных "дочках" и разделением головной компании по видам деятельности. Кроме того, он отметил необходимость оценки и ранжирования существующих проектов компании по степени их привлекательности и возможности обеспечения финансовыми и иными ресурсами. "В этом случае с учетом всей политической, административной и финансовой базы, которая есть у акционеров РКС - резюмировал он, - это будет весьма динамичный и стабильный проект".

Более критический настрой продемонстрировал А.Баженов, сообщивший, что летом 2004 г. менеджменту РКС стало ясно, что акционеры "не воспринимают" проекты в области коммунального хозяйства, если они не связаны с конкретными АО-энерго. "Если это так, значит энергетический проект РКС является частью развития РАО "ЕЭС" в этом направлении и должен быть встроен в систему РАО "ЕЭС", - сказал он. - В этом смысле постановка задачи со стороны акционеров изменилась, хотя не обязательно, что она будет неуспешной".