"Стратегическое партнерство железной дороги и субъектов Уральского Федерального округа должно строиться на новых взаимовыгодных принципах работы". Об этом заявил сегодня начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин на проходящем в Екатеринбурге межведомственном совещании "О стратегии развития Свердловской и Южно-Уральской железных дорог и экономическом партнерстве в Уральском федеральном округе по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию".

По итогам работы в составе ОАО "РЖД" СвЖД значительно улучшила качественные показатели работы. Отправление грузов выросло на 5,4%, грузооборот - на 9,1%, пассажирооборот - на 2,7%, производительность труда - более чем на 7%.

Активно развивается рынок транспортных перевозок. Доля погрузки в подвижной состав независимых владельцев достигла 40%, что значительно выше среднесетевых показателей. Прирост высокодоходных грузов - увеличился от 10% на рынке черных металлов до 20% на перевозке нефтепродуктов и удобрений. За год работы ОАО "РЖД" приобретено собственниками 1500 новых вагонов, ими инвестировано в подвижной состав около 1,5 млрд. рублей. Для обеспечения возрастающих потребностей в погрузочных ресурсах, повышения доступности, качества и объемов ремонта грузовых вагонов создана дирекция по ремонту вагонов, на 30% увеличены объемы ремонта приватных вагонов.

Таким образом, в полном соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте реализуется принцип равнодоступности к инфраструктуре. Уже сегодня на дороге рассматривается предложение о приобретении независимыми владельцами локомотивов. Прорабатывается вопрос об организации их эксплуатации в локомотивном депо Тюмень.

Произошел качественный сдвиг в организации пассажирских перевозок. Реализуя принцип развития компании, обозначенный Геннадием Фадеевым, магистраль уходит от идеологии вывоза пассажира, к идеологии качественного удовлетворения спроса на перевозки. Открыты новые маршруты для обслуживания "Северных" территорий округа. С 6 до 10 увеличилось количество фирменных поездов, теперь каждый пятый пассажирский поезд, сформированный на дороге - фирменный. Открыт беспересадочный маршрут Свердловск - Берлин. Организовано ускоренное межобластное движение электропоездов повышенной комфортности, связавших Екатеринбург со всеми областными центрами и Нижним Тагилом, Тюмень с Ишимом.

В течение года неукоснительно соблюдались обязательства по своевременной уплате налогов. За первый год работы в составе ОАО "РЖД" внесено в местные и региональные бюджеты 8,2 млрд. руб., что на 30% больше показателей предыдущего периода. Таким образом, Свердловская дорога выполнила задание Президента Компании Геннадия Фадеева и на два года раньше исполнила свои обязательства.

На Свердловской магистрали полностью сохранена социальная сфера. На треть увеличилась заработная плата сотрудников дороги. Построено 44 тыс. кв. м жилья. 30% средств, направляемых на реализацию коллективного договора, идет на поддержку ветеранов. Успешно проведена летняя оздоровительная компания; укрепляется база медицинских учреждений. Это конкретные результаты работы дороги основаны на выполнении соглашений с губернаторами Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Именно совместная работа с регионами позволяет обеспечить реализацию основных прогнозных параметров дороги, определенных Стратегической программой развития: прирост отправления грузов на 50%, грузооборота - на 35%, пассажирооборота - на 17%. При этом производительность труда должна вырасти в 1,6 раза.

Совместно с институтом экономики УрО РАН, другими заинтересованными организациями разработан проект "Транспортной стратегии Уральского Федерального округа". Сейчас он дорабатывается и будет увязан со стратегической программой развития ОАО "РЖД", мероприятиями которой предусмотрено инвестировать в развитие дорог России один триллион 900 млн. рублей. Соответствующие инвестиции будут направлены на развитие нашей дороги, размещены заказы на предприятиях Урала.

Только в 2004 году в развитие инфраструктуры дороги будет направлено более 7 млрд. рублей, в 2,2 раза больше, чем в 2002 году. Вдвое увеличились ремонтные программы. Введены в строй ряд крупных объектов инфраструктуры.

На Свердловской магистрали разработана инвестиционная программа дороги на период до 2007 и на перспективу до 2010 года, в которой были определены два ее направления развития: развитие инфраструктуры общего пользования; инфраструктура для развития отдельных районов и предприятий, освоения месторождений.

Стратегической программой развития компании определено, что объемы перевозок на участке Транссиба дороги возрастут к 2010 году до 30%. При этом загрузка пропускной способности наиболее грузонапряженных участков главного хода, например, участка Свердловск-Баженово, достигнет 100%.

Инвестиционная программа включает в себя реконструкцию станций главного хода Транссиба, модернизацию систем автоматики и связи, усиление узлов Свердловского и Тюменского, развитие инфраструктуры обслуживания вагонов на этих узлах, реконструкцию базовых локомотивных депо Свердловск - Сортировочный и Тюмень. Кроме того, до 2010 года весь главный ход Транссиба будет переведен на современные конструкции пути. На эти цели за период 2005-2007г.г. предусмотрены инвестиции в объеме 1,8 млрд.руб.

Наряду с усилением пропускных и провозных способностей Транссиба - основного транспортного коридора, первоочередной задачей является усиление координации по формированию единой технологии перевозок с МТК-2. Здесь приоритетная задача - формирование общетранспортных логистических центров. На базе созданного "Евроазиатского международного транспортно-логистического центра" формируется главный региональный грузоперерабатывающий комплекс УрФО, являющийся стыковочным пунктом МТК-2 и Трансиба. Его задача - обеспечить эффективность процессов грузопереработки, распределения и консолидации грузов на территории всего Уральского региона, а также для Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии.

Разработан бизнес-план первого грузоперерабатывающего комплекса. В настоящее время разрабатывается проект на общестроительные работы, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Этот бизнес-план может быть взят за основу концепции развития транспортно-логистической инфраструктуры в других регионах округа.

На СвЖД разрабатывается проект формирования системы логистических центров Уральского Федерального округа. Важным элементом этой системы станет создаваемый на дороге "Центр логистики и комплексных транспортных услуг", который обеспечит эффективность инвестиций в объекты транспортно-логистической инфраструктуры и комплексный подход к транспортному развитию региона.

В инвестиционной программе ОАО "РЖД" на следующие 3 года предусмотрено 1,6 млрд. рублей, которые будут направлены на обеспечение вывоза продукции регионов Севера. Прогнозируемый прирост выпуска черных металлов на 22%, строительных грузов и промышленного сырья на 50 и 30%, то увеличение объемов перевозок с Севера требует усиления пропускных способностей участка Тобольск - Сургут. Здесь прогноз роста объемов перевозок 50% до 2010 года. Уже в этом году планируется ввести 26 км вторых путей на участке Тобольск - Сургут, в последующем еще 58 км. Будет достроен мост через реку Иртыш. В результате инвестиций пропускные способности участка возрастут к 2008 году на 30%, и на последующие годы предусмотрено усиление этого участка.

Особое внимание уделяется вопросам развития транспортной инфраструктуры нефтегазодобывающих районов Севера Уральского федерального округа. Это единственный регион, увеличивший погрузку по сравнению с 1988 годом в 7 раз. В прошлом году в регионе прирост отправления грузов составил 17%, темпы прироста этого года - 12,1%, в т.ч. углеводородов - 14,6%.

В короткие сроки реализован совместный инвестиционный проект с Ямало-Ненецким автономным округом по организации пассажирского движения на линии Коротчаево - Новый Уренгой. Создана "Ямальская железнодорожная компания". Ее учредителями выступили администрация автономного округа и Свердловская железная дорога. Принято решение о вступлении в компанию и ОАО "Газпром".

Компания успешно прошла этап своего становления. За 8 месяцев этого года компанией погружено 1,1 млн. тонн, 95% которых - нефтеналивные грузы. На 20% сократился оборот вагона по участку. Без увеличения тарифов на перевозки рентабельность ЯЖДК по итогам 8 месяцев составила 14%.

На Севере Уральского округа есть целый ряд перспективных инвестиционных проектов: строительство промывочных пропарочных станций на ст. Коротчаево и Куть-ях, наливных станций в Новом Уренгое и Коротчаево. Совместно с заинтересованными предприятиями будет реанимирован проект развития станции Сургут.

СвЖД успешно реализует совместные с администрациями регионов инвестиционные проекты реконструкции и строительства вокзальных комплексов: Свердловск - Пассажирский, Тюмень, Сургут, Верхнекондинское, Нягань, Приобье. ОАО "РЖД" в свою очередь инвестирует в течение ближайших трех лет приобретение в 238 новых пассажирских вагонов и модернизацию 131 вагона. Есть инвесторы, заинтересованные во вложениях в инфраструктуру пассажирского комплекса: прачечные на ст. Серов и Свердловск, окрасочный комплекс подвижного состава в г. Каменск - Уральске.

Особое внимание, по словам Шевкета Шайдуллина, уделяется обеспечению безопасности пассажиров и грузов. "Сложившаяся ситуация с увеличением опасности терроризма требует от нас изменения в подходах к организации работы по защите железнодорожного транспорта и, в первую очередь, пассажирского комплекса".

В этом и следующем году планируется оснастить системами видео наблюдения и охраны 24 объекта дороги. В результате все крупные вокзалы (внеклассные, 1 и 2 класса), за исключением станции Тюмень, где идет реконструкция, будут оснащены системами безопасности.

Для защиты особо важных объектов, таких, как: мосты, тоннели и др. необходима разработка новых подходов в организации их охраны. Сейчас только на 15% из них установлена круглосуточная охрана, и введен пропускной режим. Защита жизненно важных объектов в соответствии с требованиями времени - задача не только железной дороги. Это государственная задача. Необходима отработка новых технических и организационных решений, учитывающих современные угрозы.

Не менее сложна ситуация с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах. На дороге разработана и реализуется "Комплексная программа обеспечения безопасности на переездах".

В этом году перед СвЖД ставится задача завершения оборудования устройствами заграждения всех переездов Транссиба. Необходимы совместные решения железной дороги и администраций областей по строительству путепроводов на автодорогах с наиболее интенсивным движением автомобилей и поездов. Необходимо разработать межведомственный порядок оперативного закрытия переездов из-за неисправностей, угрожающих безопасности движения.

Президент страны Владимир Путин отметил "Россия богатая минеральными ресурсами и ископаемыми страна, но её будущее - в высоких технологиях". Здесь роль железнодорожного транспорта, как потребителя весьма существенна. Предприятия Среднего Урала поставляют для железных дорог более 50 видов продукции. Значительное увеличение поставок продукции определено совместным протоколом, подписанным Губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем и Президентом компании Геннадием Фадеевым. Совместно с Правительством области, УВЗ, НТМК, предприятиями оборонного комплекса разработана программа "Увеличения объемов производства железнодорожного подвижного состава, освоения выпуска грузовых вагонов и электровоза нового поколения".

Успешно реализуется долгосрочное соглашение, подписанное между ОАО "РЖД" и УВЗ о поставке более ста тысяч грузовых вагонов на период до 2010 года, безусловно, вагонов нового поколения.

ОАО НТМК реализует решение об увеличении производства высококачественных колес до 500 тыс. шт. ежегодно, начиная с 2005 года. Сдан под монтаж оборудования цех нового колесного производства.

Продолжается реализация проекта создания нового завода по производству современных электровозов. В реализации проекта участвуют: ОАО УЗЖМ, ЕЭРЗ, ПО УВЗ, НПО "Автоматики", ПО "Октябрь", НПО "САУТ", УрГУПС, и другие предприятия. Успешно завершены испытания первого модернизированного электровоза ВЛ11. Модернизирован еще один электровоз, где установлена новая кабина производства УВЗ. Определены совместно с ОАО "РЖД" этапы освоения производства на Уральском заводе железнодорожного машиностроения.

Реализация этого проекта позволит создать 1500 новых рабочих мест. Разработан и проведена подготовительная работа для реализации совместного проекта Свердловской области, ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром" по опытной эксплуатации тепловозов на сжиженном и сжатом газе.

Как сообщили ИА REGNUM в службе по связям общестенностью ОАО "РЖД", в заключение своего выступления Шевкет Шайдуллин отметил, что "сегодняшнее совещание - важная веха в развитии нашего стратегического партнерства: определяются конкретные механизмы углубления взаимовыгодного сотрудничества, развития транспортного комплекса".