Основной вопрос, в ожидании принятия которого республика жила четыре с половиной месяца, был доложен министром финансов и экономики Алексеем Ивановым на послеобеденном заседании десятой сессии. Полный пакет документов по проекту закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" составляет солидный том в 350 страниц. Одних поправок к документу более 120.

Депутатам предлагалось утвердить республиканский бюджет с прогнозируемым объемом доходов - 2602111,7 тысячи рублей, расходов - 2807285,7 тысячи рублей, с установленным предельным размером дефицита - 15 процентов (205174 тысячи рублей). Все эти цифры до рубля подробно расписаны: откуда планируется их поступление и на что расходование. Основой формирования доходной базы являются налоговые поступления. Их доля в общем объеме доходов консолидированного бюджета по прогнозу составляет 93,4 процента. Главное, чтобы эти планы в теории воплотились в реальность: большая часть предприятий Хакасии - убыточные. Тем более что резко возросли расходы из-за повышения зарплаты работников бюджетной сферы, которая оплачивается из кошелька республики. Наш бюджет вполне можно называть "зарплатным" - больше его половины пойдет на оплату труда. Отсюда - сокращение по сравнению с 2001 годом количества целевых программ, финансируемых из республиканской казны.

Предоставленные главами муниципальных образований заявки также превышают возможности бюджета. Зато есть надежда на имеющуюся договоренность с российским правительством, обещающим финансовую помощь в третьем квартале. Кстати, в этой проблеме Хакасия не одинока: более 40 субъектов России находятся в таком же положении.

Содокладчиком по обсуждаемому законопроекту выступил председатель комитета по бюджету, финансам, налогам и ценам Верховного Совета Виктор Матвеев. Он не согласился с методикой распределения средств, направляемых в бюджеты муниципальных образований, которой пользовались специалисты министерства финансов и экономики. При этом Виктор Андреевич пользовался аналитической запиской, подготовленной при участии его комитета. Однако в результате обсуждения создалось впечатление, что В.Матвеев, образно говоря, знает арифметику, а А.Иванов - алгебру бюджетных отношений.

Защищали представленный законопроект не только министр финансов и экономики, но и председатель правительства Хакасии. Алексей Лебедь предоставил столь убедительный аргумент, возразить против которого было просто нечем. По окончании прений проект бюджетного закона депутаты приняли абсолютным большинством за основу и приступили к обсуждению поправок.

Первый блок предложений касался увеличения доходной части бюджета.

Откуда взять средства? Например, повысить налог на прибыль (доход) организаций (это - плюс более 52 млн рублей), можно также поднять единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (еще плюс 12 млн рублей) или почти в два раза увеличить плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов (опять же плюс 15 млн рублей). Почти по каждой "доходной" поправке в качестве независимого эксперта выступал руководитель Управления министерства по налогам и сборам РФ по Хакасии Владимир Нападов. Он высказался фактически против всех предложений, приведя в качестве примера следующие показатели: в третьем квартале прошедшего года доходов было получено более 138 млн рублей, а в первом квартале текущего - порядка 49 млн рублей. Уменьшение сборов почти в три раза. Так что на жизнь стоит смотреть реальнее: собрать бы то, что запланировано, куда еще увеличивать? Поэтому предложенные поправки в основном не прошли - особо пополнять казну Хакасии неоткуда.

А вот второй блок поправок касается расходной части бюджета. Здесь более 100 предложений, касающихся финансовых вливаний. Обсуждение практически каждой поправки шло обстоятельно и продолжительно. Остро стоял вопрос об увеличении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Большинство депутатов - руководители предприятий и организаций. Несмотря на приближающееся лето, думы их - о ремонте котельных, приобретении угля, в общем, о подготовке к зиме. И тем не менее данное предложение принято не было.

В итоге, рассмотрев одну четвертую от общего количества поправок законопроекта "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год", парламентарии закончили первый день работы сессии.

К ДОЛГОЖДАННОМУ БЮДЖЕТУ ОТНЕСЛИСЬ БЕРЕЖНО

Вчера, 17 мая, на второй день работы сессии, депутаты продолжили рассмотрение таблицы поправок к проекту закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год".

Поправки представлял председатель комитета по бюджету, финансам, налогам и ценам Верховного Совета Виктор Матвеев.

Обсуждение началось с проблемы распределения собираемых налогов. Одним предприятиям предлагалось увеличить налоговую базу, другим - уменьшить. В основном все поправки отклонялись: принятие некоторых предложений повлекло бы пересмотр всего проекта бюджета, который старались сильно не трогать - очень уж он долгожданный. Поэтому, если ничего и не добавили, так ничего, собственно, и не уменьшили. Таким образом, финансовое положение муниципальных образований республики в значительной мере будет зависеть от министерства финансов и экономики.

Поставлена точка в вопросе о дополнительном выделении средств на погашение задолженности по 20-процентной надбавке к заработной плате работникам бюджетной сферы, обещанной правительством Хакасии осенью прошедшего года. Бюджетники получили только единовременное пособие. Но согласно решению Верховного суда Республики Хакасия ждать еще каких-то выплат не стоит. Да и в проекте представленного бюджета также не запланированы упомянутые средства. При всем уважении к учителям, врачам, работникам культуры, но учитывая тяжелое финансовое положение республики, депутаты все-таки отказали в положительном решении этой проблемы. Зато утвердили поправку, касающуюся финансовой помощи муниципальным образованиям нашей республики в размерах, обеспечивающих 100-процентное финансирование фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, а также текущее содержание этих учреждений.

Парламентарии посчитали необходимым усилить работу по увековечению памяти наших земляков, погибших как в Хакасии, так и за ее пределами во время репрессий и вооруженных конфликтов. Предусмотрено выделить 160 тысяч рублей обществу "Мемориал" на дополнительное строительство памятной стелы и 50 тысяч рублей для подготовки третьего тома Книги Памяти. И еще - миллион рублей на строительство памятника участникам локальных войн.

Если какие-то территории Хакасии и надеялись на дополнительную финансовую помощь, то их чаяния не оправдались - нет средств.

- Появятся деньги, безусловно, всем будет оказана финансовая помощь, - в очередной раз об этом заявил заместитель председателя правительства - полномочный представитель председателя правительства в Верховном Совете Валерий Шавыркин. Тем не менее депутаты проголосовали за выделение средств на выплату заработной платы Вершино-Тейскому поселковому Совету (Аскизский район) и Большесейскому сельскому Совету (Таштыпский район), а также на обеспечение льготного бесплатного питания в Доможаковской средней школе (Усть-Абаканский район).

- Нам не выжить, - констатировали представители территорий, присутствовавшие на сессии.

После обеденного перерыва парламентарии продолжили работу над поправками.

Обсуждали подробно, не торопясь, несмотря на то, что впереди было более 20 вопросов повестки дня и около 50 поправок все к тому же проекту республиканского бюджета.

Благодаря настойчивости депутата Сергея Комарова парламентарии одобрили выделение 825 тысяч рублей для изготовления на одном из машиностроительных предприятий республики атлетического оборудования для его установки в сельских школах.

После вот такой продолжительной работы над рассмотрением поправок депутаты приняли-таки закон "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год", который вступит в силу с момента его подписания.

Алексей Лебедь поблагодарил депутатов за плодотворную работу и соболезнования, выраженные ему в связи с гибелью брата, Александра Ивановича Лебедя.

18 мая сессия продолжится.