Доля «теневой» экономики в России составляет значительно больше 4% от ВВП. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 11 июня заявил доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Алексей Гришин. Так он прокомментировал высказывание руководителя Росстата Павла Малкова о том, что доля «теневой» экономики в РФ оценивается в 4% ВВП.

Гришин призвал не забывать, что к «теневой» экономике относится так называемая скрытая (или фиктивная) экономика, когда люди занимаются легальной деятельностью, однако скрывают или преуменьшают её объёмы. Именно она, как правило, образует львиную долю «теневой» экономики. Кроме того, есть и так называемая неформальная экономика, которая либо работает «на себя», а не на рынок, либо деятельность, которая никак не регистрируется.

«Поэтому объёмы «теневой» экономики могут очень сильно различаться в зависимости от методологии её оценки, — сказал Гришин. — Так, данные, публикуемые Росфинмониторингом, всегда существенно выше данных Росстата. В частности, по состоянию на 2017 год «финансовая разведка» оценила долю «теневой» экономики в ВВП России в 20,5%, хотя Росстат давал ей лишь 12,7% ВВП. А данные зарубежных исследований и вовсе зашкаливали за 44%. Всё зависит от того, какие компоненты «теневой» экономики учитываются и каким образом ведётся их оценка. Разумеется, доля «теневой» экономики в России составляет значительно больше 4%, однако глава Росстата и не имел этого в виду. 4% — это доля «теневых» операций, производимых в «белой» части теневой экономики, то есть, лишь часть от её общей величины».

Как уточнил Гришин, в России, ситуация с «теневой» экономикой традиционно является сложной.

«Кризисные события последнего года располагают к росту «белого» и «серого» секторов ненаблюдаемой экономики. При этом в последние годы имел место ряд весьма интересных инициатив, направленных на снижение объёмов «теневой» экономики. Это, к примеру, введение специального налогового режима, известного, как «налог для самозанятых». Причём это начинание оказалось очень успешным: число самозанятых в 2020 году превысило целевой показатель, который заложен в нацпроект МСП. По состоянию на октябрь 2020 года вновь зарегистрированных самозанятых насчитывалось 1248 тысяч. Это означает, что более миллиона граждан, до этого участвовавших в «сером» секторе «теневой» экономики, перешли к легальной экономической деятельности», — сказал Гришин.

По его словам, реализация таких мер даёт некоторые надежды на то, что рост «теневой» экономики удастся скомпенсировать.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, есть мнение, что в России в среднесрочной перспективе доля ненаблюдаемой экономики падает.