Из-за российских санкций проблемы возникли не только у перевозчиков, занимающихся транспортировкой продовольственных товаров. Трудности появились и у тех, кто перевозит грузы, которых эмбарго напрямую не касается, сообщает «Латвийское Радио-4».

В частности, в Лиепае есть несколько компаний, которые занимаются транспортировкой крупногабаритных и негабаритных грузов — за последнее время у них основательно сократился объем работы. Представитель одной из компаний отметил: мол, хоть наша премьер-министр и утверждает, что от санкций России мы сильно не пострадаем, но все же транзитная отрасль сильно зависит от РФ и Казахстана. Конкретно, больше 90% автотранспортных компаний Латвии зависят, так или иначе, от России. Перевозчик рассказал, что нередко российские пограничники и таможенники пытаются найти повод для возврата грузов обратно в Латвию — например, утверждают, что превышен вес груза. Дескать, латвийские весы показывают норму, а российские — превышение на 300 килограммов.

Петерис Мартынов, председатель правления другой транспортной компании, отметил, что объем работы стал сокращаться еще весной. И если так будет продолжаться, то, по его словам, может встать вопрос о сокращении работников и начнутся проблемы с банками.

Гатис Шульц, менеджер по транспорту еще одного автопредприятия, которое занимается негабаритными грузами, тоже рассказал, что сейчас работать стало намного труднее, потому что на российской границе усилен контроль грузов. Гатис Шульц, как и его коллеги, утверждает, что пограничники и таможенники просто придираются и ищут повод, чтобы задержать груз на границе или вернуть его в Латвию.

Председатель правления лиепайской рыбоперерабатывающей компании Игорь Крупник тоже сказал, что на границе Латвии и России сложилась «не самая дружелюбная атмосфера». Хотя на рыбные консервы эмбарго не распространяется, но доставка каждого груза в Россию, по его словам, — сплошная нервотрепка.

Винц Яблонский руководит транспортной компанией, которая перевозит лиепайские шпроты и другие рыбные консервы в Россию. Он пожаловался, что Россия трактует директивы Евросоюза, как заблагорассудится. «Например, в документах на груз указано, что везут шпроты. А пограничники могут открыть баночку и заявить — а вот нам кажется, что это норвежский лосось, надо сделать анализы. И приходится ждать… И вот анализы подтверждают, что это шпроты, но несколько дней потеряны. А ведь доставка продукции должна укладываться в определенные сроки. Нашей компании в такой ситуации оказываться пока не приходилось. Но сейчас на границе с Россией такое вполне возможно», — сказал перевозчик.

Винц Яблонский добавил, что раньше — когда между двумя странами не имелось столь острых разногласий, как сейчас — все было в порядке. Теперь же, по его словам, проблемы возникают постоянно: то шпроты якобы не отвечают требованиям российских законов, то запрещают экспортировать в Казахстан. Одна смена может пропустить товар, другая — нет. И каждый груз — «как на пороховой бочке». Яблонский рассказал, что раньше его предприятие перевозило металлолом для «Лиепайского металлурга» и арматуру. После постигшего завод в прошлом году банкротства фирма переориентировались, а теперь и этот рынок рушится. Бизнесмен сказал, что ситуация в сфере предпринимательства оставалась нестабильной в течение всех лет после выхода Латвии из СССР. И если так будет продолжаться, то, по его прогнозам, до 70% автотранспортных компаний Латвии обанкротятся. Уже сейчас грузы возят с убытками.

Президент Латвийской ассоциации международных перевозок Валдис Трезиньш отметил, что как только возникают проблемы с Россией, то первыми это ощущают автоперевозчики. Теперь искать новые рынки, как призывает государство, вовсе, по словам Трезиньша, не так просто — для этого может понадобиться полгода и дольше. И в этот период государство, по мнению главы ассоциации, должно поддерживать перевозчиков, чтобы сохранить отрасль.