20 сентября на внеочередном закрытом заседании Совет Федерации ФС РФ принял Постановление о неотложных мерах по противодействию терроризму, предложенных верхней палатой. Документ сенаторам представил спикер Сергей Миронов.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, все предложения сенаторов можно разделить на четыре группы.

I.

В рамках первой группы мер предполагается обратиться к президенту и правительству страны с предложением об активизации совместных усилий по выработке и принятию неотложных мер по противодействию терроризму. Речь, в первую очередь, идет о подготовке и последующем принятии ФЗ "О противодействии терроризму". По мнению сенаторов, данным законом должно вводиться понятие "угроза террористического акта" для определения различных степеней опасности. Кроме того, помимо необходимости координации деятельности всех правоохранительных органов, предлагается сформировать специальные структуры, основными задачами которых является борьба с терроризмом.
С целью конкретизации полномочий и ответственности должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в том числе в условиях угрозы и/или совершения террористических актов предлагается внести изменения в следующие законы РФ: "О безопасности", "О милиции", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". А также в Федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об обороне", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О внешней разведке".
В рамках первой группы мер предполагается также внести изменения в УК и УПК РФ. Речь идет, в частности, об усилении уголовной ответственности за пособничество террористам, их финансирование, должностные упущения и халатность, способствующие совершению террористических актов.
Сенаторы предлагают внести изменения в ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", предусматривающие формирование системы обязательного страхования жизни участников специальных подразделений, обеспечивающих проведение контртеррористических операций".
Среди прочих мер следует также отметить "совершенствование форм и методов антитеррористической пропаганды", "разработку дополнительного комплекса мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и атомных электростанций". Сенаторы также намерены добиться проведения полной инвентаризации оружия и боеприпасов, находящихся у соответствующих государственных органов, структур и организаций. В частности, такое поручение было дано С.Мироновым Парламентской комиссии по расследованию причин теракта в Беслане, уже прилетевшей в Северную Осетию.

II.

В рамках второй группы мер предлагается рекомендовать Правительству РФ подготовить изменения в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О гражданской обороне", "О государственной социальной помощи", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О ведомственной охране", направленные на создание действенной системы жизнеобеспечения граждан.
Сенаторы предлагают кардинально пересмотреть существующую систему обеспечения безопасности на транспорте с учетом особенностей каждого вида транспорта, подготовив проект федерального закона "О транспортной безопасности". Сенаторы также предлагают утвердить перечень объектов, которые потенциально могут являться объектами для совершения террористических актов, в целях создания системы мер, направленных на обеспечение их безопасности.
Совет Федерации настаивает на ужесточении системы контроля в целях предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения паспортного контроля и визового режима, позволяющих более четко отслеживать перемещение лиц в пределах территории России. Речь идет об "оптимизации системы квотирования иностранной рабочей силы", а также о подготовке изменений в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". По мнению сенаторов, необходимо также внести изменения в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", предусматривающие "принятие особых мер паспортно-визового и регистрационного характера на территориях отдельных субъектов Российской Федерации".

В рамках второй группы мер верхняя палата российского парламента также предлагает "усилить контроль за обращением наличной иностранной валюты вне банковской сферы, ввозом иностранной валюты на территорию Российской Федерации, внести изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

III.

В рамках третьей группы мер предлагается обратиться к парламентам иностранных государств с предложением принять законодательные акты, направленные на предупреждение деятельности по подготовке вооруженных формирований, осуществляющих террористические акты, усиление уголовной ответственности за пособничество терроризму. Помимо этого, предлагается рекомендовать субъектам РФ принять закон об участии населения в охране общественного порядка в субъекте страны, т.е. закон о добровольных дружинах. IV.

В рамках четвертой группы мер предлагаются предложения, рекомендации и поручения к федеральным государственным органам России. Речь идет о предложении к Государственной Думе ФС РФ при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2005 год предусмотреть увеличение ассигнований на финансирование подразделений, участвующих в проведении антитеррористических мероприятий. Сенаторы говорят о необходимости в рамках раздела функциональной классификации расходов бюджета 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" выделить подраздел 13 "Борьба с терроризмом".
В рамках четвертой группы мер Совет Федерации также предлагает рекомендовать Министерству образования и науки РФ ввести в программу обучения в образовательных учреждениях курс "Обеспечения безопасности жизни". Этот предложение сенаторов пока остается не совсем понятным, поскольку подобный курс под названием ОБЖ уже существует в российских школах. Завершает четвертую группу мер предложение поручить Счетной палате РФ осуществить проверку "эффективности и целесообразности расходования в 2002 - 2004 годах средств федерального бюджета, выделенных на предотвращение и пресечение террористических актов".

Отметим, что по итогам заседания 20 сентября была создана Комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму. Председателем Комиссии избран Сергей Миронов. Заместителями по итогам голосования назначены Светлана Орлова (от Совета народных депутатов Кемеровской области) и Виктор Озеров (от Законодательной Думы Хабаровского края).
Предварительный состав Комиссии: Сергей Анохин (от администрации Ростовской области), Станислав Вавилов (от Законодательного Собрания Еврейской АО), Валерий Кадохов (от Парламента Республики Северная Осетия - Алания), Александр Казаков (от Законодательного Собрания Ростовской области), Хачим Кармоков (от Парламента Кабардино-Балкарской Республики), Василий Ключенок (от администрации Тамбовской области), Исса Костоев (от Правительства Республики Ингушетия), Магомед Магомедов (от администрации Смоленской области), Дмитрий Мезенцев (от администрации Иркутской области), Владимир Мельников (от администрации Читинской области), Владимир Плотников (от Московской городской Думы), Леонид Рокецкий (от Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО), Вячеслав Попов (от Мурманской областной Думы), Юрий Шарандин (от администрации Эвенкийского АО), Анатолий Лысков (от администрации Липецкой области), Мусса Умаров (от Государственного Совета Чеченской Республики), Валерий Сударенков (от правительства Калужской области), Алексей Гришин (от Правительства Республики Коми), Игорь Брынцалов (от Московской областной Думы), Валентина Петренко (от Правительства Республики Хакасия), Александр Калита (от администрации Ульяновской области), Геннадий Бурбулис (от администрации Новгородской области), Алексей Шишков (от Законодательного Собрания Краснодарского края), Евгений Елисеев (от правительства Челябинской области), Борис Шпигель (от правительства Пензенской области), Евгений Бушмин (от правительства Нижегородской области), Ильяс Умаханов (от Государственного Совета Республики Дагестан), Василий Лихачев (от Народного Собрания Республики Ингушетия), Олег Толкачев (от правительства Москвы).
В Комиссию можно было записываться по желанию. Предполагается, что Комиссия будет действовать в течение пяти лет. С.Миронов просил коллег отнестись к работе Комиссии очень серьезно: "при неявке свыше двух раз - будем исключать", - сказал спикер Совета Федерации.