17 сентября на встрече главы Минпромэнерго России Виктора Христенко и министра экономики, финансов и промышленности Франции Николя Саркози стороны договорились о развитии программы российско-французского регионального самолета RRJ. Н. Саркози заявил по итогам переговоров, что французская сторона готова предоставить для финансирования проекта государственную ссуду в объеме 40% от стоимости проекта. В. Христенко отметил, что российская сторона готова предпринять соответствующие финансовые, налоговые и таможенные меры, необходимые для развития совместного предприятия.

После встречи двух министров Директор Департамента ОПК Минпромэнерго России Юрий Коптев отметил важность проекта создания регионального самолета RRJ для российской авиационной промышленности. "Это - один из ведущих проектов в российской авиационной промышленности", - подчеркнул Ю. Коптев и отметил, что самолет RRJ не будет уступать зарубежной продукции, такой как Embraer или Bombardier, по качеству, однако будет иметь очевидные преимущества в цене.

Реализация проекта позволит российской гражданской авиапромышленности осуществить прорыв на мировых авиарынках. Всего в рамках программы намечено построить 750-800 самолетов. Региональный самолет RRJ востребован и на отечественном рынке, суммарная потребность которого оценивается в 150-170 самолетов. Приблизительная стоимость проекта около 700 млн. долларов. По словам Ю.Коптева, появление RRG ожидается через два-три года.

Отметим, что согласно результатам исследований, проведенных компаниями Boeing, Teal Group, Сухой, Air Claims рынок региональных самолетов на ближайшие 20 лет составляет 5400 самолетов с объемом продаж порядка 100 млрд.долл. В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 год и на период до 2015 года" ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) проводит работы по созданию семейства региональных самолетов на 60, 75 и 95 мест.

Для реализации проекта в конце 2003 года сформирована международная кооперация на условиях партнерства с разделенным риском. Французская часть кооперации составляет порядка 40%. На основании проведенного конкурса разработчиком и производителем двигателя стали компании Snecma Motors (Франция) и НПО "Сатурн" (Ярославская область, Рыбинск) с распределением работ 50% на 50%. Принимая во внимание значимость программы для развития авиационной промышленности и развития взаимовыгодных международных отношений, осуществляется четкая координация действий сторон при поддержке органов госвласти России и Франции. Проводится активная работа с авиакомпаниями по поставкам нового семейства региональных самолетов. В частности, с компанией Air France отрабатываются технические и эксплуатационные требования к новому семейству самолетов. В настоящее время полностью определена конфигурация семейства самолетов и подана заявка на сертификацию в АР МАК (Россия). В начале июля 2004 г. подана заявка в EASA с целью сертификации самолета по европейским нормам. Проект включен в протокол как приоритетное направление сотрудничества между авиационными властями России и Европы.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Минпромэнерго России, в 2004 году ожидается подписание "твердых заказов" на поставку самолетов российским компаниям (авиакомпании "Сибирь", "Пулково"). ЗАО "ГСС" участвует в конкурсе на замену парка самолетов для "Аэрофлота". В 2005 году предполагается приступить к подготовке контрактов с западными заказчиками. Предполагается, что объем экспорта составит порядка 10 млрд. долл., а отчисления в бюджет - более 2 млрд. долл. При этом будет сформирована международная кооперация, которая позволит российским участникам программы войти в мировую кооперированную систему поставок.