Участники голодовки протеста против перевода русских школ Латвии преимущественно на латышский язык обучения сегодня, 13 сентября, объявили о прекращении своей акции, так и не дождавшись моратория на реформу образования. Причем собранная по этому поводу пресс-конференция протекала скандально, с взаимными обвинениями и упреками по поводу прошедшего вчера учредительного собрания Объединенного конгресса русской общины Латвии (ОКРОЛ). Напомним, о начале бессрочной голодовки, прекратить которую обещали только в случае введения моратория на реформу образования-2004, было заявлено 23 августа, то есть продержались активисты Штаба защиты русских школ ровно 21 день. По собственному признанию, самочувствие у них нормальное, здоровью ничего не угрожает и они готовы включиться в активную работу новоявленной общественной организации. "Да, цели достигнуты не до конца, - признался предприниматель Михаил Тясин, избранный сопредседателем ОКРОЛ. - Но мы сделали все, что могли". По его словам, множество общественных организаций и просто представителей общественности призывали их прекратить голодовку и направить свои усилия на работу в общине, и когда такое предложение последовало от учредительного собрания ОКРОЛ, они согласились. Добавим, большинство участников голодовки были избраны в думу, а затем и в правление ОКРОЛ, что, как пояснил М. Тясин, тоже повлияло на их решение. Однако его коллега по акции, депутат столичного самоуправления и активист Штаба Геннадий Котов, неожиданно оставшийся за рамками правления, назвал происходящее "кидком" и заявил журналистам о своем выходе из думы организации. Он считает, что подготовка к собранию ОКРОЛ стала одной из причин, почему провалилась акция "пустые школы" и в целом ослабло сопротивление реформе образования, против которой собственно и голодали активисты Штаба, а также то, что избранное руководство общественной организации не способно консолидировать общину как таковую. Амбиции обделенного должностями лидера? Но дело в том, что Г. Котов - известный юрист и сопредседатель Латвийского комитета по правам человека - пользуется заслуженным авторитетом у русской общины и словами на ветер не бросается. Чтобы было понятно, о чем речь, приведем его выступление на учредительном собрании. Полностью, но с оговоркой: оно не совсем гладкое - шел 20-й день голодовки.

Геннадий Котов: "Я должен извиниться, у меня будет неприятное выступление. Все мы прекрасно знаем: кадры решают все, и каковым будет руководство нашей общины, таковой будет и сама община. Здесь присутствуют люди, которые были делегатами Вселатвийского съезда защитников русских школ. Сама идея создания ОКРОЛ созрела и вырабатывалась в Штабе защиты русских школ, после чего была создана организационная группа, которая продолжила эту работу. Понимаю, что в связи со вступлением в действие школьной реформы, высылкой Александра Казаковаи т.д., были очень сложные обстоятельства, для того, чтобы нормально все обсудить. Но я должен поставить вас в известность, что все эти документы, которые вам розданы, особенно этот список (кандидатов в думу ОКРОЛ, - ИА REGNUM) не представлялся ни Штабу, ни руководству Штаба и не согласовывался с ним - это плод свободного творчества нескольких людей, как я полагаю, оргкомитета. Здесь есть очень странные и опасные вещи, на которые я хочу обратить внимание. Я долго думал, стоит ли вообще по этому поводу выступать - может, проглотить и потом попытаться изменить что-то в рабочем порядке. Но в рабочем порядке потом изменить будет нельзя. Просто то, что сейчас предлагается и то, как это предлагается, по сути, означает развал команды Штаба. Хотя, говорят, на переправе коней не меняют. У нас сейчас самая критическая ситуация в школах - юридически вступила в силу школьная реформа. Школьная забастовка, в том числе и из-за подготовки съезда ОКРОЛ, у нас не удалась. Это не единственная причина, но тем не менее. Ситуация критическая. Я убежден, что если в ближайший месяц мы не сможем взять под контроль ситуацию в школах, наладить контакты с нашими активистами и организовать противодействие реформе - реформа пройдет.

Мы проводили анкетирование: забастовка не удалась, потому что многие уже не верят, что можно эту реформу отменить. Но ее можно отменить, потому что сейчас она фактически не вступила в действие - она не работает. Власти выжидают - мы ее проглотим или нет. И мы ее сможем отменить или остановить только в том случае, если у нас будет работать слаженная штабная команда. То, что предлагается здесь - это развал штабной команды. Если эта штабная команда будет развалена, мы ничего не сможем сделать. Здесь эта опасность более чем очевидна. Например, подбор кандидатур вызывает большие вопросы у меня лично, хотя я вроде бы полтора года занимаюсь всем этим, и, может быть, больше, чем кто-либо другой. Например, среди предлагаемых кандидатур в члены думы есть два представителя газеты "Час". Замечательная газета, журналисты тоже хорошие. Но почему нет ни одного из других газет? Другие газеты тоже поддерживали и поддерживают. В предлагаемом правлении думы нет ни одного руководителя Штаба защиты русских школ, нет ни одного депутата ЗаПЧЕЛ (политическое объединение "За права человека в единой Латвии"), которые все эти полтора года прикрывали наши акции, вели колонны (шквал аплодисментов). Это очень странно. Это выражение недоверия, как руководству Штаба, так и депутатам от ЗаПЧЕЛ. Это крайне серьезный симптом и я думаю, что если в таком виде дума и правление будут нами утверждены, то это руководство не сможет объединить нашу общину. Если не могут соблюсти баланс интересов и уважения даже со своими товарищами - не смогут объединить общину. С учетом того, что предлагаемый нам список действительно плод свободного творчества нескольких человек и не был никоим образом ни обсужден, ни согласован со Штабом, предлагаю подойти к этому очень ответственно. Некоторые кандидатуры мне совершенно не известны, но, тем не менее, тут нет такого человека, как Юрий Петропавлоский или Владимир Бузаев (общепризнанные лидеры Штаба, - ИА REGNUM), которые имеют по три административных протокола, против которых возбуждаются уголовные дела - их как мавров сбросили со счетов. Как это называется по отношению к товарищам. Такое руководство не может объединить общину. Я предлагаю внести предложения и исправить допущенные ошибки. Если это будет принято в таком виде - общины не будет. Нельзя создать общину, разваливая штабную команду, единственную, которая может остановить эту реформу".

Однако после долгих дебатов все закончилось по ранее написанному сценарию. Так, в думу ОКРОЛ избрали аж трех журналистов газеты "Час", а членами правления стали те, кого предварительно обозначила "группа товарищей". На сегодняшней пресс-конференции Г. Котов подтвердил, что остался при своем мнении и даже принял решение отказаться от участия в работе думы общественной организации. По его словам, дума ОКРОЛ - это бутафорский орган, который будет собираться два раза в год, а реально все решать будет правление. "На ОКРОЛ возлагались большие надежды, и активисты Штаба участвовали в его подготовке, ориентируясь не столько на забастовку, сколько на предстоящий съезд", - подчеркнул с сожалением правозащитник. В контексте партийного влияния на общественную организацию корреспондент ИА REGNUM напомнил, что два из трех выбранных сопредседателя ОКРОЛ - Михаил Тясин и Эдуард Гончаров - являются активистами ЗаПЧЕЛ? По словам М. Тясина, это доказательство, что представители "пчел" были более активными, а также ответ на претензии Г. Котова. Последнего подобная трактовка чуть не вывела из себя, и он тут же возразил, что М. Тясину и Э. Гончарову никто не давал права представлять ЗаПЧЕЛ, мол, это прерогатива только членов руководства партии. И многозначительно добавил: "Если Иуда и был учеником Христа, то это еще не значит, что его следует считать апостолом". В общем, вот такой активный выход из голодовки продемонстрировали сегодня журналистам. Между тем, взаимные упреки в купе с упоминанием имени Иуды лишь свидетельствуют, что созданная организация еще очень далека как от единства, так и от декларируемого ею представительства.