Волгоградский гарнизон в Северо-Кавказском военном округе считается одним из наиболее крупных. Это обусловлено тем, что в городе-герое и области расквартированы части постоянной боеготовности с большой численностью личного состава. Поэтому прокурорским работникам расслабляться не приходится. Подтверждение тому - итоги деятельности гарнизонной прокуратуры за минувший квартал. Об этом и многом другом - беседа с военным прокурором гарнизона подполковником юстиции Владимиром Черновым.

- Владимир Всеволодович, подведены итоги работы вашего ведомства. Что они показали?

- То, что в поднадзорных нам воинских частях гарнизона по-прежнему совершается достаточно большое количество преступлений. Только за первый квартал нынешнего года было зарегистрировано 11 преступлений (из них лишь одно - общеуголовного характера, остальные - воинские). По прошлому году показатели следующие: 260 преступлений, причем 192 - воинские. Правда, и в этом году, и в прошлом было отмечено снижение роста преступлений. Высок показатель незаконного оборота оружия. В 2001 году мы проводили расследование по пяти таким фактам. Практически на прежнем уровне остается общее количество преступлений, связанных с рукоприкладством. В прошлом году по ним было возбуждено четыре уголовных дела, и мы надеемся, что виновные понесут самые суровые наказания. Кстати, совсем недавно гарнизонным военным судом к четырем годам лишения свободы был приговорен прапорщик Гнатко, в девяносто восьмом году изувечивший солдата. После совершения преступления он скрылся от правосудия на Украине. Но по нашей санкции при помощи Генпрокуратуры России его задержали и этапировали в Волгоград.

-Пускают в ход кулаки не только командиры, но и их подчиненные. Последние тоже призываются к ответу?

- Да, если факты рукоприкладства со стороны командиров и воинских начальников единичны, то примеров "дедовщины", когда один военнослужащий по призыву наносит побои другому "срочнику", множество. Несмотря на все усилия, покончить с этим позорным явлением пока не получается. Но каждому такому случаю мы даем должную правовую оценку. Совсем недавно в гарнизонный военный суд передано уголовное дело, возбужденное в отношении солдата, изувечившего своего командира - младшего сержанта Акуленко. Еще несколько аналогичных дел находятся у нас в производстве.

Так, совсем недавно к нам обратились военнослужащие одного из подразделений мотострелкового полка, где длительное время бесчинствовали старослужащие солдаты и старшина подразделения. В ближайшее время мы передадим в суд материалы на четверых военнослужащих, практиковавших неуставные взаимоотношения. В мае мы планируем передать в суд уголовное дело на рядового 255-го полка, убившего летом 2000 года своего ротного командира и бежавшего из-под стражи. Он задержан, этапирован в Волгоград и вскоре сядет на скамью подсудимых.

- В воинских частях гарнизона по-прежнему большое число "уклонистов". С чем это связано?

- Действительно, подавляющее большинство фиксируемых нами воинских преступлений - это уклонение от военной службы. К концу марта было возбуждено семь таких дел, в минувшем году мы зарегистрировали 152 таких преступления. Причем, несмотря на нашу работу и усилия командования дивизии в некоторых частях, ситуацию все еще не удается изменить.

- Вы могли бы назвать эти части?

- Наиболее неблагополучно обстоят дела в 255-м мотострелковом полку (за 3 месяца 2002 года - два уклонения, за 12 месяцев 2001-го - 32). Однако командование части надлежащих мер не принимает. Более того, старается скрывать истинное положение дел. Осенью прошлого года было выявлено 13 самовольно оставивших часть военнослужащих, уголовные дела в отношении которых были возбуждены лишь в ходе проводимой нашими сотрудниками прокурорской проверки. "Прокурорский десант" недавно вновь был "высажен" в этом полку. И вновь мы обнаружили множество нарушений. Низкий уровень воинской дисциплины отмечается в самоходно-артиллерийском полку, в отдельном танковом батальоне, в батальоне материального обеспечения и инженерно-саперной части.

- Владимир Всеволодович, на что еще обращено внимание ваших подчиненных?

- В настоящее время не проводится должной работы по обеспечению безопасных условий военной службы. Немудрено, что в прошлом году в результате небоевых потерь погибло 15 военнослужащих по призыву. Еще 148 человек получили травмы различной степени тяжести. Причин тому множество - от личной неосторожности до несоблюдения правил техники безопасности. Но главная, на мой взгляд, в халатном отношении к этой проблеме со стороны должностных лиц воинских частей. Ведь работа по предотвращению гибели и травматизма личного состава воинских подразделений ведется формально и нерегулярно, а значит, и неэффективно. Взять, к примеру, все тот же 255-й полк, где рост травматизма в 2001 году составил рекордный показатель - 100 процентов. В июле пятеро военнослужащих по призыву получили телесные повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. А уже в сентябре из-за опрокидывания в водоем автомобиля 11 человек погибло.

- Сегодня все чаще заходит речь о том, что военнослужащие тянут из частей все, что "плохо лежит"...

- Да, действительно, в последнее время нам приходится возбуждать уголовные дела по доселе "нерабочим" для нас статьям УК. Нас очень беспокоят наркотики: их незаконное приобретение, хранение, сбыт и употребление солдатами срочной службы. Приходящие с "гражданки" наркоманы ищут возможности получить "кайф". Они же, а иногда и другие "предприимчивые" военнослужащие несут эту дрянь в расположение частей, где продают сослуживцам. Такие примеры у нас тоже есть. Продают служивые люди и "трофеи", привезенные из зоны боевых действий или "добытые" здесь - в пунктах постоянной дислокации. Военные контрразведчики и милиционеры то и дело "вылавливают" приготовленные для реализации боеприпасы. И это при том, что в дивизии налажен строжайший контроль за оружием и боеприпасами (за последние годы утечки со складов не было).

Еще один "ходовой товар" - это узлы и части, снятые с военной техники. Многие из них содержат большое количество драгметаллов, поэтому пользуются на рынке повышенным спросом. Этим и пользуются нечистые на руку военнослужащие, скручивая радиоэлектронные платы и микроэлементы с находящейся на вооружении их подразделений техники. В результате последняя выходит из строя и не может в полном объеме выполнять стоящие перед ней задачи. Но рано или поздно все они попадают в поле нашего зрения и отвечают за содеянное. Не так давно нами возбуждено уголовное дело в отношении прапорщика и солдата одной из авиационных частей, расположенной вблизи Волгограда. Они снимали радиодетали с передвижного командного пункта.