35 процентов населения Хакасии оценивают деятельность органов внутренних дел республики как удовлетворительную, 27,5 процента - как неудовлетворительную. Данные прошлогоднего опроса общественного мнения не случайно прозвучали на пресс-конференции в МВД Хакасии. Мнение народа о работе милиции обретает вес в связи с реформами в этом силовом ведомстве. Борис Грызлов желает видеть его органом социального обслуживания населения.

Ради этого министр внутренних дел России потребовал от подчиненных на местах ужесточения учетно-регистрационной дисциплины. Ужесточили. И что же? Практически повсеместно теперь регистрируется преступлений... меньше, чем прежде. В связи с этим и.о. министра внутренних дел Хакасии полковник милиции Владимир Рудич посетовал на то, что в МВД России начинают подозревать подчиненные органы в субъектах РФ в укрытии преступлений. Но какой смысл этим заниматься, если шкала критериев, по которым уже кое-где в порядке эксперимента оценивается милицейская работа, кардинально изменилась? Ведь вместо процента раскрываемости преступлений теперь особую цену обретает процент жалоб граждан на работу милиции с их заявлениями. Так просто от них не отмахнешься.

За три месяца 2002 года в Хакасии зарегистрировано 3226 преступлений, что на 12,6 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Меньше стало разбойных нападений, грабежей, краж чужого имущества. Значительно сократилось количество выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Причем не только в Хакасии, но и в целом по России.

Выступавшим отмечена и такая неожиданная для Хакасии последних лет тенденция, как рост наиболее опасных преступных деяний. Это - убийства, случаи умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. 28 из 43 убийств, как выразился Владимир Иванович, совершены на бытовой почве. Как правило, по пьянке.

Сложна ситуация с подростковой преступностью. На счету несовершеннолетних - 300 противоправных деяний. В абсолютных цифрах это вроде бы сущая мелочь. Однако же удельный вес совершенных детьми преступлений составляет 15 с лишним процентов, и это самый высокий показатель в России. "Хакасия входит в число нескольких регионов, где несовершеннолетние воруют в основном продукты и одежду. Это говорит о том, что корни подростковой преступности - в социально-экономическом неблагополучии. Хотя есть и ведомственные недоработки, и наши - тоже", - так прокомментировал крайне неприятный для Хакасии факт Владимир Рудич. А вот заместитель министра внутренних дел, начальник штаба МВД республики подполковник милиции Владимир Крафт иначе оценивает этот факт: "Никто не верит, что у нас ситуация хуже, чем в Москве. Мы больше раскрываем преступлений, совершенных подростками, а значит, их удельный вес возрастает. Мы ничего не прячем, регистрируем и малозначительные преступления. Зачем ждать, если завтра может произойти взрыв?"

Взрыв не взрыв, но неприятности совершенно иного - не криминального, а социального - рода ожидают милиционеры уже во второй половине этого года. Как известно, с 1 июля вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. В связи с этим Рудич сказал буквально следующее: "К сожалению, на первых порах люди, особенно потерпевшие от преступлений, по-моему, потеряют. Защищенность населения будет ослаблена. УПК в первую очередь защищает лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности. Расширяется инструментарий по защите подозреваемых, обвиняемых, усложняется стадия досудебного, предварительного расследования. Очень тяжким бременем это ляжет на плечи следователей и дознавателей. Так что можно ожидать перехода части этих специалистов в другие правоохранительные ведомства, где зарплата и материально-техническое обеспечение на порядок выше, чем у нас".