Хорошо известная в Грузии журналистка и телеведущая телекомпании "Рустави-2" Нана Лежава прилагала усилия к тому чтобы объективно освещать события в Беслане, и нет никаких оснований сомневаться в ее профессионализме. Об этом заявил на пресс-конференции в Москве глава этой грузинской телекомпании телекомпании Эросий Кицмаришвили.

"Важно, чтобы российское общество понимало наше отношение к происходящему", - сказал он. По его словам, среди заложников было несколько этнических грузин, а также осетины - выходцы с территории Грузии и дети от смешанных браков. "Это было важно не просто как событие, которое происходит где-то рядом, - пояснил он. - Грузинское общество ждало информацию о судьбе своих родственников и близких людей". В дни, пока заложники в Беслане оставались во власти террористов, президент Грузии и ряд государственных и общественных деятелей выступили с выражением сочувствия, грузинская сторона приняла решение направить в Беслан кареты скорой помощи, однако Россия отказалась принять их, - сообщил он.

Нана Лежава и оператор Леван Тетладзе выехали в Беслан через час после того, как по каналам СМИ стало известно о захвате школы, подчеркнул Кицмаришвили. Они прибыли в город около 17-18 ч. вечера. Этот факт подтвержден МВД Северной Осетии вопреки утверждению некоторых российских интернет-источников о том, что грузинская съемочная группа, проявив подозрительную осведомленность, оказалась на месте происшествия спустя несколько минут после захвата заложников. По словам руководителя телекомпании, Лежава не имела каких-либо особых, экслюзивных источников, ее видеоматериалы не отличались от тех, которые показывали в то время корреспонденты других телеканалов, однако она привлекла внимание к себе тем, что в день приезда Владимира Путина "вела себя очень активно". Журналисты были задержаны 4 сентября по обвинению в незаконном пересечении границы. При этом их точное местонахождение стало известно руководству телекомпании только спустя два дня, сообщил Кицмаришвили. В течение четырех дней к ним не допускались ни адвокаты, нанятые телекомпанией в Москве, ни официальные представители Грузии, а сами они содержались в СИЗО УФСБ во Владикавказе.

"Искусственное нагнетание ситуации кому-то хотелось использовать для усугубления напряженности между Россией и Грузией", - заметил он.

Как отметила адвокат Московской коллегии адвокатов, комиссар Международной комиссии юристов Каринна Москаленко, в данном случае имело место грубое нарушение норм Европейской Конвенции о защите прав человека, соблюдение которой обязательно для государств - членов Совета Европы, в том числе для России и Грузии. "Если в действиях этих людей отсутствовал состав преступления, то на каком основании их задержали и на каком основании судебный орган подтвердил законность и обоснованность их задержания и содержания под стражей", - сказала она.

Российские юристы готовы защищать интересы журналистов как в судах РФ, так и на уровне Европейского суда по правам человека. Однако, заметила Москаленко, "мне бы не хотелось, чтобы в Грузии создавалось впечатление о России как о неправовом государстве. Будем надеяться, что у этой истории не будет иметь дурного продолжения". По ее словам, инцидент может считаться исчерпанным, если грузинские журналисты получили официальные извинения российской стороны и примут решение на этом закрыть тему, приняв во внимание то, что российские спецслужбы в тот момент работали в очень сложных условиях. Однако адвокатами на всякий случай уже подготовлена жалоба на незаконность избрания им меры пресечения.

"Мы тоже хотим поставить в этой истории точку, - добавил Кицмаришвили. - Нас устроит официальное объяснение и извинение". В настоящее время Нана Лежава и Леван Тетладзе уже вернулись в Грузию.