Вот уже более десятилетия армянская экономика развивается по заранее предопределенному, весьма узкому в плане перспектив, сценарию. Блокада транспортных коммуникаций со стороны Азербайджана и Турции, а также длительный простой абхазского участка Закавказской железнодорожной магистрали, связывающего республику с Россией, по сути, предрешили пути развития армянской экономики, приоритетность отраслей, а также печальную судьбу ранее весьма эффективных направлений. Соответствующие коррективы во всех сферах экономики - особенно промышленной - внесены самим временем. Как местный производитель, так и иностранный инвестор делают ставку на малогабаритные, легко транспортируемые товары и сферу услуг. Зажжен зеленый свет ювелирной отрасли, которая сегодня обеспечивает львиную долю экономических показателей Армении.

Как результат, рост материального сектора происходит за счет именно не облагаемых налогами отраслей, к которым помимо ювелирной отрасли причислено и строительство. Данный факт не сопутствует росту финансовых возможностей государства, и наоборот способствует увеличению теневых средств. Справедливости ради отметим, что освобождение строителей от налогового бремени - шаг тоже, в некоторой степени, вынужденный, призванный стимулировать капиталовложения в восстановление зоны Спитакского землетрясения 1988 года, а также реконструкцию автотранспортных магистралей республики. В частности, на эти цели и были затрачены $170 млн, предоставленные американским миллиардером Кркоряном по линии фонда "Линси".

Справка: Начиная с 1991 года, по линии денежно-кредитных и гуманитарных программ Армения получила около $3 млрд. Примерно половина этой суммы предоставлена самым крупным донором Армении - США. Группа доноров Всемирного Банка находится на втором месте - гранты ВБ в общей структуре предоставленных средств составляют 30%. Порядка $315 млн было выделено Армении по линии МВФ, 120 млн евро - ЕБРР, более 600 млн евро - Евросоюзом и отдельными странами Европы, имеют немалую лепту и такие страны, как Россия и Япония.

По состоянию на 30 июня 2004 года государственный внешний долг Армении составил около $1 млрд. 70 млн. Многие эксперты указывают на крайне незначительный рост внешних инвестиций и нерадостную тенденцию увеличения отрицательного баланса между средствами привлекаемыми и погашаемыми. Республика продолжает оставаться в высокой степени зависимой от финансовых поступлений из-за рубежа. При этом, немалая доля их обеспечивается за счет частных трансфертов. Только за первые шесть месяцев текущего года по линии частных банковских переводов в Армению влилось порядка $300 млн. ($180 млн. из России). Резкий рост объемов трансфертов, а также увеличение среднего размера одного перевода и стало, по версии ЦБ Армении, одной из основных причин недавнего обвала курса американского доллара. Однако сей факт, был по-разному прокомментирован руководителями различных финансовых ведомств. Министр экономики и финансов Вардан Хачатрян не исключил вероятности спекуляции на рынке валюты. В свою очередь глава ЦБ Тигран Саркисян, "свалив" все на туристов и рост экспорта, оценил уязвимость валютного рынка страны по шкале в $5 млн. По его словам, чтобы оказать искусственное воздействие на курс национальной валюты - драма, нужно выкинуть на рынок именно такую сумму.

Тем не менее, взлет показателей армянской экономики в 2003 году, которому в немалой степени способствовал государственный лоббинг ювелирной отрасли, усилия международных доноров и благотворителей диаспоры, а также материальная забота зарубежных армян о своих родственниках в Армении, сменился мерной поступью в году 2004-ом. Для сравнения, рост ВВП Армении в январе-июне 2003 года в сравнении с аналогичным периодом 2002 года составил 14,8 %. В первом полугодии текущего года данный показатель вырос в сравнении с аналогичным периодом 2003 года на 9,1%.

Причины некоторого спада экономических показателей легко объяснимы. Сыграло свою роль 20% снижение объемов продукции ювелирной отрасли в 2004 году, что, вероятнее всего, было связано с некоторой натянутостью отношений между правительством страны и российским поставщиком алмазов - компанией АЛРОСА. Либерализация цен на необработанные алмазы в России сделала затруднительной задачу армянской стороны по их реализации местным гранильным предприятиям. В итоге армянские гранильные предприятия отказываются закупать российские алмазы, из квоты на 2003 г. в 400 тыс. каратов республикой не было приобретено и половины. К 2006 году ситуация обещает выправиться, в частности этом вопросу были посвящены переговоры армянской стороны с правительством РФ и компанией АЛРОСА в Москве на предмет получения права на реэкспорт части сырья, не пригодной для обработки. Проще говоря, по ценам, установившимся после либерализации, армянским перерабатывающим предприятиям покупать некондицию не охота. Ситуация же, вероятнее всего, и впрямь будет выправлена в том числе за счет, как выразился в ходе одной из пресс-конференций министр торговли и экономического развития Армении Карен Чшмаритян, "поиска стратегических стран-партнеров". В числе таковых указываются Бельгия и Израиль, за счет которых и планируется в течение трех лет увеличить производство и экспорт бриллиантов до $400 млн в год.

Другой причиной понижения отчетных данных можно назвать рост экономической базы Армении. Не секрет, что ВВП определяется как совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны. В стране с разрушенной экономикой он может расти гигантскими темпами, ведь если раньше некое государство выпускало в год две машины, а потом стало делать четыре, прирост будет стопроцентным. Следуя этой логике, не трудно будет догадаться, что если армянское правительство не предпримет действительно кардинальных мер по выработке приоритетов развития экономики, то шкала экономпоказателей республики и далее будет ниспадать. Как справедливо говорят в народе, цифры цифрами, а кушать-то надо. Эксперты, не исключая впрочем, некую "вольность" официальных органов с цифрами, указывают на тот странный факт, что рост экономических показателей не приводит к росту занятости населения и, как следствие, снижению уровня бедности.

Здесь задача армянского правительства сводится к выполнению задач, поставленных в стратегической программе по преодолению бедности (PRSP), а именно обеспечению экономического роста на уровне 6% до 2006 г., и на уровне 5% до 2015 г.

Согласно программе, это должно происходить параллельно сокращению дефицита бюджета с 2,5% до 1,6% ВВП и увеличению расходов на социальную сферу с 8,5% в 2004 году до 12% к 2015 году. Конечно, сценарий реален при реальном росте ВВП - что, как уже было отмечено, задача весьма нелегкая. Мало того, можно с уверенностью сказать, что связывать все надежды с иностранными инвестициями равнозначно заведомому краху программы - на долгах благополучия не построить. Очевидно, спасительным может стать лишь консолидация национального капитала и создание новых рабочих мест. Еще в канун президентских выборов 2003 года, президент Роберт Кочарян заявил, что Армения должна стать страной интеллектуальных услуг. Действительно, сегодня характер экономики Армении вообще трудно определить. Республика просто по определению не может делать ставку на природные ресурсы - ввиду их катастрофического отсутствия. Перспективы развития тяжелой промышленности также видятся не в очень радужном свете, по причине все той же блокады основных транспортных коммуникаций. Остается налаживать наукоемкие производства, которые могут-таки стать гарантией стабильного развития республики в будущем. Что же делается в данном направлении? Периодически созываемые заседания комиссии по развитию информационных технологий во главе с премьер-министром носят совершенно декларативный характер. Во всяком случае, каких-либо значительных сдвигов в данной отрасли, к примеру, появления парочки предприятий, специализирующихся на сборке компьютеров или производстве программного обеспечения, не зафиксировано. С большим сожалением следует отметить, что в армянском правительстве катастрофически недостает профессионалов данной отрасли, людей достаточно хорошо знакомых с мировыми тенденциями развития рынка высоких технологий, пытающихся выйти на контакт с лидирующими мировыми компаниями и предоставить им в Армении такие же условия для инвестиций, какие предоставлены тем же ювелирам. Между тем, через лет десять это будет и вовсе невозможно сделать ввиду крайне динамичного развития сферы высоких технологий и столь же динамичного процесса утечки мозгов из Армении. Пора правительству поднажать на местных олигархов, набивающих карманы на производстве пива, кофе и импорте бензина, выставить им предложение, от которого они не смогут отказаться - а именно, спасти армянское общество, создать бизнес для народа, не стараясь получить двойную прибыль через три месяца. Пора правительству перестать быть политическим балластом и проводить ритуальные заседания ритуальных комиссий. Пора постараться привлечь профессионалов, в том числе, иностранных. Пора убедить инвестора, что армянин, кроме того, что умеет точить алмаз, он пригоден и на что-то большее - он в состоянии думать и творить. Пора правительству проснуться, а олигархам доставать награбленное - мобилизовать национальное добро, а то оно просто исчезнет.