Газета "Южная Осетия" публикует статью под заголовком "Чего хочет Грузия", в которой приводится мнение известного осетинского юриста Петра Гатикоева.

"Понятно! Руководство Грузии хочет восстановить целостность Грузии. Да! Желание есть, но, кроме желания, на это должно быть ещё и основание, право. Желание - это факт, но нет убедительных историко-правовых аргументов. Прежде чем решать вопрос восстановления территориальной целостности Грузии, предварительно следует ответить на основной вопрос: А нарушена ли территориальная целостность Грузии? Где аргументы и доказательства этого?

Нарушена территориальная целостность Грузии или нет - это прерогатива ученых-специалистов, и решать этот вопрос с помощью "Калашникова" никак нельзя, поскольку это уже будет агрессией, которая по международному праву-наказуемое деяние. Конструктор-оружейник господин Калашников изобрел автомат для защиты и уничтожения только врагов, а осетины и грузины- не враги друг другу, и очень хотелось бы, чтобы осетины и грузины никогда не видели друг в друге врагов, а следовательно, не нуждались в "Калашникове". Грузинка-мать и осетинка-мать рожали и воспитывали сыновей не для того, чтобы они погибли, решая спор о территориальной целостности. Ведь можно же решить этот спор без крови и слез? Мы же цивилизованные люди, живущие в 21 веке.

А если быть предельно объективным, то мы предмета спора не видим. Нет его. Есть ли в природе доказательство того, что Южная Осетия - неотъемлемая часть Грузии? Нет! Такого документа нет и не может быть, т.к. Грузия до 1991 года, до выхода из состава СССР, не была самостоятельным государством, а, следовательно, Южная Осетия не могла быть неотъемлемой частью Грузии. В 1801 году не государство Грузия, а отдельные, самостоятельные княжества вошли в состав России, единая Осетия же вошла в состав России ещё в 1774 году, т.е. на 27 лет раньше. Каким же образом Южная Осетия относится к Грузии? Но и в советский период Южная Осетия не могла быть неотъемлемой частью Грузии, т.к. Грузия была союзной республикой в составе СССР, а Южная Осетия административно была в составе союзной республики в едином государстве СССР.

В 1991 году Грузинская ССР вышла из состава Советского Союза на основании Закона СССР от 03.04.1991 года О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзных республик из состава СССР. Статьей 3 этого Закона предусмотрено право автономных образований на выход из СССР вместе с союзной Республикой или же на то, чтобы остаться в составе СССР. Ни Южная Осетия, ни Абхазия не пожелали выходить из состава СССР вместе с Грузинской ССР, а следовательно, Грузия, вышедшая из состава СССР не имеет никакого отношения ни к Южной Осетии, ни к Абхазии. Это утверждение основано на вышеназванном Законе, а поэтому Южная Осетия, а также и Абхазия, не являются частью Грузии и её претензии на территории этих республик лишены правовых оснований. Дагомыс (Сочи) и Хельсинки.

Президент Грузии не желает выполнять Дагомысские соглашения на том лишь основании, что он не подписывал этот международный правовой документ. Да, подписывал этот важнейший документ бывший Президент Грузии Шеварднадзе, и правовой акт, им подписанный, пытаются признать недействительным. Чего только не узнаешь в этом цивилизованном мире!

Первый пункт Соглашения в категорической форме запрещает применение оружия при решении сторонами спорных вопросов в зоне конфликта. Очень важный, жизненный пункт, но нынешнее руководство Грузии отказывается его выполнять, свидетелями чего мы, к сожалению, уже стали. В 1975 году в Хельсинки подписан Заключительный акт совещания по безопасности в Европе. В этом акте изложены 10 принципов, выполнение которых гарантирует безопасность в Европе. Одним из этих принципов является территориальная целостность государств. В Заключительном акте отмечается, что положения Хельсинкского совещания распространяются только на государства-участниц Совещания и подписавшие Заключительный акт. Грузия не была участницей Совещания в Хельсинки и не подписывала Заключительный акт, но, несмотря на это, ссылается на принцип территориальной целостности. Как указывалось выше, территориальная целостность Грузии не была нарушена, а кроме этого, положения Хельсинкского Совещания на Грузию не распространяются.

Итак, руководство Грузии не желает выполнять обязательства (хотя обязана их выполнять) по Соглашениям, которые подписаны предшественником нынешнего Президента, но в то же время Грузия в своих действиях ссылается на те положения правового акта, который Грузия вообще не подписывала, т.к. не была участницей Совещания, на котором принят этот правовой акт.

Таким образом, новое руководство Грузии относится к выполнению обязательств по международным соглашениям исходя из субъективных интересов. Из вышеизложенного вытекает вывод: территориальная целостность Грузии никем не нарушена, а желание якобы восстановить территориальную целостность Грузии преследует далеко идущие цели и ведет к широкомасштабной войне. Следовательно, и осетины, и грузины, и народы Кавказа, и все свободолюбивые народы должны принять меры к предотвращению войны. Мир надо отстоять! Война нужна тому, кто получит от неё прибыль, рынки сбыта и улучшит своё стратегическое положение. Ради этого хотят пролить кровь осетин, абхазов, грузин и других народов Кавказа, включая и Граждан Российской Федерации.

Почему Южная Осетия не в составе России?

В связи с этим вопросом вспомним дипломатическую терминологию: "де-юре и де-факто". В 1774 году единая Осетия вошла в Россию, т.е. воссоединилась с Россией. На это есть правовой акт. Следовательно, Осетия вошла в состав России де-юре, спора нет! Но почему Осетия, расположенная по южному склону Кавказского хребта, в настоящее время оказалась де-факто не в составе России? Осетия добровольно вошла в состав России и никогда больше из России не выходила и не ставила вопроса о выходе. Как же Южная Осетия оказалась вне России? С момента образования СССР и до его развала, 70 лет Южная Осетия имела только гражданство СССР. Почти все врачи, юристы и специалисты других отраслей народного хозяйства получили образование на русском языке в учебных заведениях РСФСР, обучение велось на русском языке, делопроизводство в Южной Осетии также всегда велось на русском языке. Население Южной Осетии никогда не принимало гражданства Грузии, а в настоящее время почти все граждане Южной Осетии являются гражданами России.

Южная Осетия находится с Россией в одной денежной системе, в Южной Осетии в основном применяются нормы права российского законодательства. Молодежь Южной Осетии никогда не призывалась в армию Грузии, что еще раз подтверждает тезис о том, что Южная Осетия никогда не была неотъемлемой частью Грузии. Сыны Южной Осетии верой и правдой служили в царской и Советской армиях. О доблести, чести и преданности осетинских солдат, офицеров и генералов русскому народу известно всему миру.

Для нахождения Южной Осетии в составе России путем объединения с Северной Осетией имеются все объективные и субъективные основания. Южная Осетия незаконно разделена с Северной Осетией, и тем самым механически выведена из состава России безо всякого правового обоснования. Ошибки прошлого надо исправлять, независимо от того, кем они допущены: Сталиным или Орджоникидзе. Исправление этой ошибки относится к компетенции Российской Федерации. Решая вопрос исправления ошибки 24-25 годов прошлого столетия, следовало бы решить вопрос: допущена ли была ошибка или имело место грубое нарушение прав малочисленного народа?

За эту "ошибку" дорого заплатил осетинский народ и продолжает расплачиваться.

Руководство Грузии не желает выполнять обязательства по Дагомысскому Соглашению, т.к. в этом Соглашении содержится важнейший пункт, направленный на установление в зоне конфликта мира и спокойствия. Этот пункт обязывает Стороны решать споры путем переговоров, запрещая применение силы и угроз. Но Грузия признает принцип территориальной целостности, закрепленный в Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности в Европе. Один из 10 принципов, принятых данным Совещанием, - территориальную целостность - Грузия признает, но второй пункт того же правового акта - Неприменение силы или угрозы силой - не признает. Так в Международном праве не принято: признавать пункт, который устраивает, и не признавать другой. Принятые обязательства международного договора или Соглашения выполняются в полном объеме, но никак не частично. Это аксиома.

Более того, в преамбуле Устава ООН сказано: Объединить силы для поддержания между народами мира и безопасности. В связи с этим непонятна позиция миссии ОБСЕ в Грузии (и офиса в Цхинвале) в вопросе существующего конфликта.

Хельсинское Совещание проводилось под эгидой (ОБСЕ), но на нарушения обязательств, принятых этим Совещанием, ОБСЕ почему-то не реагирует, не пресекает их. Позиция нейтралитета в этом вопросе чревата тяжелыми последствиями, ответственность за которые будет возложена и на ОБСЕ. Не принимаются Миссией ОБСЕ меры по предупреждению и устранению действий, способствующих дестабилизации общественно-политической обстановки в зоне конфликта. Следует отметить, что несколько лет назад по инициативе ОБСЕ проводились полезные встречи и совещания Сторон, направленные на улучшение взаимопонимания и обсуждения теоретических проблем урегулирования конфликта. Есть надежда, что Миссия ОБСЕ возобновит имеющуюся практику данной работы.

И, наконец, вкратце остановимся на очень существенной проблеме: признание-непризнание. Отдельные журналисты и члены Миссии ОБСЕ констатируют, иногда, что Республика Южная Осетия - непризнанная республика. То же самое говорят о Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. Вопрос настолько существенный, что на него должен быть исчерпывающий ответ, основанный на нормативном международном материале и элементарной логике.

Государство образовалось. Что будет, если его не признают? Оно же будет существовать! Вновь образованное государство нельзя уничтожить. Ребенок родился, его не признали, но он растет, развивается и будет долго жить. Так и государство. А ведь сегодня нет нормы в международном праве, регламентирующей признание вновь образованного государства.

Сегодня складывается такая картина: Республика Южная Осетия должна нанести визит вежливости всем государствам мира или послать им депеши с просьбой признать нас. Абсурд. Парадокс! Надо разработать правовую базу для признания вновь образованных государств. А проще было бы так: государство образовалось и оно становится сразу субъектом международного права, оповестив об этом в соответствующем международном бюллетене, что было бы его признанием", - говорится в статье.