Несмотря на все достигнутые договоренности о прекращении огня и увеличение количества дополнительных миротворческих постов, перестрелки в зоне грузино-осетинского конфликта носят уже регулярный характер, число жертв, в том числе среди мирного населения, увеличивается. Каковы причины такого развития событий? С этим вопросом ИА REGNUM обратился к независимому эксперту южно-кавказского института региональной безопасности Александру Русецкому.

"Полагаю, налицо результат противостояния крупных политических акторов, которые причастны к новому переделу сфер влияния в различных регионах мира. У грузино-осетинского конфликта есть своя не до конца изученная история, и нет согласованной оценки сути и истории конфликта. В свою очередь недооценка сторонами конфликта собственных ошибок способствует их повторяемости. Кроме того, при подготовке и принятии политических решений абсолютно игнорировалось и игнорируется мнение непосредственных жертв конфликта: этнических грузин, проживающих на всей территории бывшей югоосетинской области или вынужденных переселиться в разные регионы Грузии; этнических осетин, проживающих на территории Грузии, вне бывшей югоосетинской области или вынужденных переселиться в Северную Осетию. Разве кто-нибудь спрашивал мнение этих людей, их отношение к конфликту? Никто. И это несмотря на то, что они являются непосредственными жертвами.

Кроме того, особую проблему представляют и смешанные грузино-осетинские семьи, которые в течении 15 лет находились под постоянным психологическим давлением. Многие из них распались, травмировано целое поколение детей, которые страдают комплексом этнической неполноценности. Мы опасаемся эскалации конфликта. Сегодня нетрудно предположить, что в этом случае пополнится многомиллионная армия вынужденных переселенцев на Кавказе. Массовая безнаказанность и правовая неопределенность создадут условия для совершения все новых и новых преступлений. Уже можно ожидать повышения числа заложников и военнопленных. К увеличению жертв приведет и массовый, неконтролируемый международными организациями завоз огнестрельного оружия и боеприпасов в зону конфликта. Я не говорю уже о серьезных социально-экономических проблемах, которые уже возникли на соседних с конфликтным регионом территориях Грузии.

Но, к сожалению, приходится констатировать недостаточный уровень компетентности неправительственных, государственных и международных организаций, которые не замечают всех перечисленных проблем, не владеют достоверной информацией, не опираются на серьезные аналитические исследования. Вот почему их деятельность зачастую неэффективна.

В результате конфликта были жертвы. Необходимо определить их категории и среди осетинского, и среди грузинского населения. Нет смысла вдаваться в вопросы - кто больше пострадал, а кто меньше. Главное - провести работу не по каждой группе, а по каждому человеку, если мы действительно хотим защитить их права, а не заниматься политической спекуляцией.

Необходима экономическая реанимация не только Южной Осетии, но всего региона. Южная Осетия граничит с 4 региональными структурами - это Северная Осетия и три грузинских регона - Рача-Речхуми, Шида-Картли и Мцхета-Тианети. Четыре региона в течении всего этого времени имеют ненормальные социально-экономические взаимоотношения. Ведь Южная Осетия и до конфликта и после являлась составной частью этой системы. Поэтому, необходимо говорить об общих жертвах, общем горе, общем тяжелом социально-экономическом положении, да об общих интересах в конце концов.

Чем занимаются историки и политологи - грызней и разжиганием конфликта, спекулятивной поддержкой одной из сторон. Это неверный подход. Необходимо обеспечить элементарную грамотность процесса урегулирования. А пока переговоры лишены договоренностей об общей лексике, терминологии, за 15 лет не создано общее восприятие конфликта, нет серьезного оценочного документа произошедшим событиям, не созданы концепция урегулирования и программа действий, направленных на урегулирование - о чем можно говорить? Если переговоры ориентированы на мир, на разрешение конфликта - это одно дело. Но если они ориентированы на замораживание конфликта, на защиту фактических интересов той или иной стороны, что и наблюдается в течении 15 лет и продолжается сегодня, то следует ожидать новых жертв. Поэтому я исхожу с той точки зрения, что необходим не только миротворческий процесс, но и параллельный научный анализ, призванный теоретизировать организацию этого процесса.

Необходимо, наконец, учесть интересы всех общин, из которых состоит наша грузино-осетинская проблема. Они все должны принимать участие в переговорном процессе. И этнические грузины, живущие в Южной Осетии, и осетины проживающие в различных регионах Грузии. Мы не должны быть эгоистами. Один хочет стереть границы этой автономии, а второй хочет отделиться. Так нельзя".