Как уже сообщало ИА REGNUM, сегодня в суде Центрального района Новосибирска начался процесс по делу Игоря Колодезенко - обвиняемого в разжигании межнациональной розни редактора газеты "Русская Сибирь" и лидера отделения Национал-Державной Партии России. Год назад его уже осудили по этой же 282-й статье на 3 года лишения свободы, однако тут же освободили по амнистии - по иронии судьбы, амнистия была объявлена в честь годовщины победы над фашизмом. Его газета была лишена регистрации, однако Колодезенко перерегистрировал ее под схожим названием - "Родная Сибирь" - и спокойно продолжил свою деятельность.

Игорь Колодезенко, находящийся под подпиской о невыезде, пришел на суд в окружении "соратников" - нескольких пожилых, довольно неопрятно одетых людей, как оказалось, свидетелей. Раздав среди них новый номер "Родной Сибири", обвиняемый зашел в зал суда. На предварительном заседании, прошедшем в июле, Колодезенко отказался получать на руки обвинительное заключение, объявив, что там "все неправда". Ему вручили обвинение силой.

Также непринужденно вел себя Колодезенко и на заседании. Он заявил, что не считает себя виновным и потребовал поменять гособвинителя Юрия Лущенкова. "Я не доверяю представителям Центральной районной прокуратуры и хочу, чтоб меня судили представители федеральной прокуратуры". В качестве причины своего недоверия Колодезенко назвал предвзятость и зачитал цитату из интервью прокурора Центрального района Юрия Кондратьева газете "Вечерний Новосибирск". В статье прокурор сообщил, что, так как Колодезенко судят уже второй раз, то сурового наказания ему не избежать. "Я не разжигаю межнациональную рознь, я борюсь с организованной преступностью, с сионизмом. Поэтому я обвиняю прокуратуру в организованной преступности и не доверяю ей", - заявил Колодезенко. Судья ходатайство Колодезенко отклонила.

С обвинительной речи Лущенкова и начался суд. Зампрокурора зачитал около 30 кусков из разных номеров "Русской Сибири", посвященных "еврейской оккупации" и "ограблению жидами русского народа". По мнению прокуратуры, Колодезенко разжигает вражду между евреями и другими народами, унижает достоинство еврейского и других народов и побуждает читателей к действиям против "иудо-фашистов". "Иудеи из США бомбят Ирак, а их единоверцы в России ограбили русских" - описывал ситуацию в мире Колодезенко в своих статьях. Издавал Колодезенко газету на средства "неустановленных лиц" тиражом в 2-5 тысяч. Свой боевой листок Колодезенко печатал в типографии "Советская Сибирь", где печатаются все новосибирские газеты.

"Мы, русские, имеем полное право на изгнание еврейского кагала. Надо думать не только об избирательных урнах, но и о ружейных пирамидах", - писала "Русская Сибирь". Любопытно, что хотя коммунисты причисляются Колодезенко к сионистам и участникам всемирного еврейского заговора, к Сталину он относится хорошо.

Также осталось не совсем понятным, зачем "сионистам", если авторство большевизма принадлежит "фашистам под голубой звездой", понадобился развал СССР, в результате которого "ежегодно русский народ теряет 1,5 млн. людей".

Судья Марина Носарева спросила Колодезенко, считает ли он себя виновным. "А я хочу спросить, где в моих публикациях ложь?", - начал отвечать вопросом на вопрос Колодезенко, и судья была вынуждена его перебить: "Здесь я вопросы задаю, а вы должны ответить, считаете себя виновным или нет". "Нет, конечно, - несколько удивленно протянул редактор "Русской Сибири - я только выполнял свой гражданский долг".

После этого начался допрос свидетелей. Все четверо оказались членами партии и своих симпатий к подсудимому не скрывали. Да и их показания их были скорее в пользу Колодезенко. Первой вышла корректор газеты женщина с необычным именем Юнкома Володина, 1939 г. р. Она сообщила, что в ее обязанности входило исправление грамматических ошибок в статьях "Русской Сибири". Несмотря на это, оказалось, что она практически не помнит, о чем там шла речь и где именно она прочитала "о евреях" - в этой газете или какой-то другой. "А слово "жид" на страницах "Русской Сибири" вы встречали?", - вопрошал обвинитель Лущенков. "Непомню, да это и неважно. Это слово и Пушкин употреблял", - парировала партийная активистка.

Что касается целей партии, то Володина ее определила как "нравственное возрождение русского народа" - о борьбе с еврейским засильем, по ее мнению, и речи не идет. Претензии у национал-державников есть только к олигархам, которые действительно имеют еврейское происхождение - Ходорковскому, Гусинскому, Березовскому и т. д. "Они ограбили русский народ", - с болью произнесла Володина. "Разве ограбили?", - уточнил гособвинитель, для которого этот глагол является скорее юридическим термином. "А разве нет?" - удивилась Володина.

"Мы пытались найти причины, почему падает рождаемость у русского народа", - рассказала Володина о деятельности партии. "Нашли?" - уточнил прокурор. "Пытались. Это надо всем миром искать", - честно ответила свидетельница.

Еще один свидетель, Виктор Рубежемский 1937 г. р., оказался преподавателем игры на народных инструментов одного из новосибирских домов детского творчества. Его знакомство с Колодезенко началось как раз с газет: "я читал "Русскую Сибирь", он очень интересная, поднимает острые вопросы и проблемы, говорит о негативных явлениях, которых много в нашей жизни". Однако то, что во всех "негативных явлениях" Колодезенко обвиняет евреев, его поклонник не считает. "Что такое жид? Это воробей, - неожиданно для собравшихся объявил Рубежемский и пояснил - в народе так считают. Воробей скачет, подбегает к синичке и отбирает у нее хлебную крошку". "Так Колодезенко о птицах что ли писал?" - спросил удивленный гособвинитель. "Это аллегория, Крылов тоже так делал" - очевидно, теперь настала очередь баснописца быть ответственным за слово "жид".

"Жид - это не национальность, это манера поведения. Русский тоже может жидом быть", - объяснил Рубежемский. Однако на просьбу привести примеры "жидов" Рубежемский назвал все тех же олигархов: "Ходорковский. Он воровал, так это и суд признал, он сидит". "Вообще-то еще не признал", - не удержалась судья Носарева. "Но он все равно неаккуратно с деньгами обращался", - возразил свидетель. "Да уж, мягко говоря", - еле сдерживая смех, добавила судья. "Березовский, Гусинский - тоже фамилии интересные", - между тем продолжал Рубежемский. "Чем же они интересные?" - уточнила судья, явно надеясь услышать что-нибудь об их национальности. "Воровали тоже, от закона теперь убегают, - не оправдал ее надежд свидетель - Так что жид - это воробей. Можно сказать, воробей-махинатор"

Так что ни о каких "плохих" нациях Колодезенко, по мнению его соратника, не писал, а только про нехороших представителей отдельных, в целом позитивных народов. "Березовский, Гусинский - это яркие представители. Поведение у них неадекватное" - рассказал свидетель. "А что писала "Русская Сибирь" про фашизм?" - наконец оправился от шока гособвинитель. "Про фашизм? Какой фашизм? С фашизмом вроде как покончено как с явлением" - ответил Рубежемский. Сейчас, по словам свидетеля, он вместе с Колодезенко смотрит Олимпиаду, радуясь успехам русского и других народов.

Также уклончиво отвечал и Александр Ирменов 1948 г. р., который в 80-х годах работал вместе с Колодезенко в одном РСУ-5. Во время его показаний Колодезенко не выдержал, вскочил и положил перед прокурором и судьей свежий номер "Родной Сибири" - так теперь называется перерегистрированная Колодезенко газета после запрета "Русской Сибири".

Всем свидетелям Колодезенко задавал один и тот же вопрос: "Скажите, письменно, устно или в другой форме я заставлял вас совершать противоправные действия?" и очень довольный садился на свое место, заслышав неизменно отрицательный ответ.

Журналистов и прокурора, уже отчаявшихся услышать хоть какие-либо показания о том, что Колодезенко действительно имеет какие-то счеты к евреям, спас последний свидетель - ветеран труда Анатолий Голубев 1938 года рождения. Он сходу заявил, что титульной нацией России являются русские, которые составляют 82% населения. Остальные - это малые народы. Судья почему-то попросила их назвать и Голубев принялся исправно перечислять всех известных ему обитателей Поволжья. Сибирские народности и обитатели российской части Кавказа, равно как искомые евреи, его почему-то не заинтересовали Перечислив народов пятнадцать, Голубев сбился после того, как дважды назвал чувашей. Впрочем, несколько заскучавшего прокурора Голубев обнадежил, объявив, что власть в России принадлежит евреям и несколько раз во время своего выступления порывался продемонстрировать собравшимся какую-то книгу, в которой говорилось, что с 1936 года во властных структурах РФ и России "80% представителей еврейской национальности". Например, евреями, "насколько я слышал, являются Ельцин, Горбачев, а также, по некоторым данным, Путин". Высказав эту крамольную мысль, Голубев спохватился: "это не я придумал, это я в книге вычитал, могу предоставить" и снова полез за пособием. Судья с прокурором его остановили, заверив, что о суде над автором этой книги речь пока не идет.

Что касается ситуации в Новосибирской области, то она для Голубева не так очевидна: "Это уже тайна за семью печатями. Правда, я слышал слухи, что и Толоконский (губернатор Новосибирской области, - прим. ИА REGNUM) - еврей, но тут уж ничего доказать не могу, что услышал, то и вам говорю. Впрочем, о разжигании межнациональной розни, по мнению Голубева, речь опять не идет: "евреи - это разве нация? Это последователи иудаизма, Ветхого Завета". Что касается слова "жид", то и оно никакой крамолы не несет: "Оно у Даля встречается и у Гоголя в "Тарасе Бульбе". А вот геноцид русского народа имеет место: "Еврейская власть морит русских голодом, болезнями и наркотой". Гособвинитель зачем-то уточнил у Голубева: "А Вы голодаете? А Колодезенко голодает?" "Я получаю пенсию и еще работаю, а так бы голодал", - заверил Голубев.

Главным же оправданием для Колодезенко, по мнению Голубева, является то, что лично он "немногое из "Русской Сибири" почерпнул. Не очень она информированная. Есть книги, где гораздо больше информации". Однако распространял он газету исправно и гордится тем, что однажды там вышла его статья, о чем свидетель не удержался сообщить суду.

Еще несколько свидетелей в суд не явились - на следующее заседание 13 сентября их доставят с помощью приставов. Зато на процесс неожиданно пришел какой-то мужчина, тоже хотевший дать свидетельские показания. Оказалось, что его никто не вызывал, и суд от общения с ним отказался.

ИА REGNUM сообщит о развитии событий.