Подготовленная Правительством РФ реформа социальных льгот недостаточно прозрачна и недостаточно просчитана с точки зрения ее возможных социальных последствий. Такое мнение высказала директор направления "Социальная политика" Фонда "Институт экономики города" (ИЭГ) Анастасия Александрова в ходе заседании дискуссионного клуба, состоявшегося в ИЭГ 21 июля. "Сейчас мало кто может реально представить себе, кто в итоге будет относиться к выигравшим, а кто - к проигравшим, - сказала она. - Обычно при подготовке подобных реформ предварительно проводятся сценарные расчеты, моделируются различные варианты проведения реформы и из них выбирается наиболее разумный. Но в данном случае никаких предварительных расчетов нет. Непросчитанность реформы - ее существенное уязвимое место".

"Основу аналитического обеспечения законопроекта составляет отчетность организаций, которые предоставляют услуги - транспортников, жилищно-коммунальщиков и тех, кто обеспечивает льготников лекарствами, - пояснила содиректор научных программ Независимого института социальной политики (НИСП) Лилия Овчарова. - Но с реальным количеством пользователей льгот эта статистика имеет, на мой взгляд, мало общего. Скажем, если посмотреть статистическую отчетность по льготам на оплату ЖКХ, то можно увидеть, что в некоторых регионах 80 процентов населения имеет право на льготы, а в Дагестане даже 101 процент населения - такие данные они представляют, для того, чтобы получить трансферт из федерального бюджета". С другой стороны, отметила она, по результатам обследования домашних хозяйств, инвалидов первой группы, которые могли бы пользоваться льготным лекарственным обеспечением, примерно вдвое больше, чем зафиксированное официальной статистикой количество тех, кто этой льготой пользуется.

"По нашим данным, граждан, формально имеющих право на льготы, но не пользующихся ими, сейчас около 9 миллионов. В основном это жители сельской местности и малых городов. Они не вошли в статистику, но тоже будут претендовать на получение компенсации. Учтено ли это в расчетах?", - заметила Л.Овчарова.

Кроме того, предположила она, следует ожидать, что граждане выработают ответную реакцию на изменение системы льгот и, в частности, на разделение льготников на две категории - федеральных (таковых около 35% ) и региональных. Последние оказываются в зависимости от региональных бюджетов, которые, вполне вероятно, не смогут справиться с грузом свалившихся на них социальных обязательств. Однако многие представители такой категории как ветераны труда, которую планируется отнести именно к сфере ответственности региональных бюджетов, могут предпринять маневр, позволяющий им переместиться в число федеральных льготников - для этого надо оформить инвалидность. "Таким образом можно ожидать притока в федеральный мандат еще порядка 7-8 миллионов льготников. Представьте себе, что произойдет, если эти люди придут добиваться прав на инвалидность, а государство выстроит какой-то дополнительный барьер, и им начнут отказывать... Ряд таких моментов, которые, на мой взгляд, лежат на поверхности, или намеренно игнорируются, или действительно не просчитаны", - констатировала Л.Овчарова.