Несмотря на общий кризис, в России наблюдается значительный рост производства овощей — это результат эффективной государственной поддержки отечественного производителя, что способствовало крупным инвестициям в отрасль. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил генеральный директор ТД «Мое Лето» Вагиф Бикулов.

«Драйверов стремительного роста тепличного производств, стала грамотная политика государства по отношению к отрасли: программы поддержки и существенные инвестиции в тепличные комплексы. Сегодня российская тепличная отрасль одна из самых современных в мире. Комплексы запускались поэтапно, поэтому урожайность растёт каждый год», — заявил Бикулов.

В результате такие меры поддержки смогли скомпенсировать трудности для отрасли двух последних лет, указал он.

2019 и 2020 год стали очень тяжелыми для тепличного производства. Представители отрасли столкнулись со значительным снижением рентабельности, вызванным закредитованностью и существенным подорожанием электроэнергии на 20−40% в зависимости от региона», — пояснил он.

«Кроме того, сейчас мы наблюдаем высокий профицит по огуречной и томатной группам, значительные объемы продаются ниже себестоимости. В связи с тем, что полка ФРОВ (фрукты и овощи) работает по системе торгов с фокусом на ближайшую неделю, производитель не защищен от незаготовки объёмов», — продолжил эксперт.

Такая система торгов по закупке продукции оказывает крайне негативное влияние на тепличных производителей. В существующей программе очень много трейдеров, которые ведут себя крайне не чистоплотно — например, выдают зарубежные томаты за отечественные.

«У импортных томатов качество и себестоимость значительно ниже чем у российских, так как зарубежные производители не тратят средства на электроэнергию, а отечественные комплексы используют досветку в течение 7−8 месяцев в году. Кроме того, зарубежные производители используют агрохимикаты и пестициды. И если в России за этим процессом следят, то контролировать зарубежных поставщиков ритейлеры не всегда могут», — отметил Бикулов.

Изменить ситуацию могло бы расширение программных поставок, однако их доля ничтожна. В Европе или Америке такие поставки наложены — они позволяют производителям эффективно работать без существенных убытков.

«Участники отрасли уже ведут открытый диалог на эту тему, однако пока его темпы не достаточны для того, чтобы решить основные проблемы, с которыми мы столкнулись сегодня», — отметил Бикулов.

Ранее Министерство сельского хозяйство России отчиталось о том, что производство овощей закрытого грунта в России к концу мая выросло по сравнению с показателем прошлого года на 19% — то есть до 427,3 тысячи тонн.