По сообщению пресс-службы "Единой России" 19 июля председатель Государственной Думы ФС РФ Борис Грызлов провел совещание с членами рабочей группы по подготовке законопроекта о льготных выплатах к рассмотрению нижней палатой парламента во втором чтении. Напомним, что второе чтение должно состояться 2 августа, до начала осенней сессии палаты. "К настоящему моменту от субъектов права законодательной инициативы поступило более 1200 поправок к тексту законопроекта. В связи с большим объемом работы, Борисом Грызловым принято решение об изменении режима работы аппарата Государственной Думы и создании всех условий для обеспечения своевременной подготовки законопроекта ко второму чтению", - говорится в сообщении "Единой России".
Первое заседание Рабочей группы планируется провести 20 июля. Как уже отмечало ИА REGNUM, численный состав рабочей группы устанавливается в следующем порядке: от каждого комитета-соисполнителя до 3 человек и от Комитета ГД по бюджету и налогам до 5 человек. Председателем рабочей группы избран первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба ("Единая Россия"). Однако напомним, что во время рассмотрения законопроекта о монетизации льгот в первом чтении, Госдума не поддержала предложение лидера фракции "Родина" Дмитрия Рогозина о том, чтобы "абсолютно все желающие" имели возможность участвовать в заседаниях Рабочей группы. Официально в первом чтении законопроект поддержала только фракция "Единая Россия". Таким образом, партия власти в очередной раз отстранила остальные силы от принятия решений по ключевым для страны вопросам.
14 июля главы четырех социальных комитетов Государственной Думы провели пресс-конференцию, на которой рассказали журналистам о принципиальных поправках в законопроект о монетизации льгот, на которых они вместе будут настаивать. Как сообщил на последующей пресс-конференции 19 июля председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев ("Единая Россия"), консолидировано отстаивать свои поправки в закон намерены пять комитетов - по труду и социальной политике, по образованию, по здравоохранению, по делам женщин, семьи и молодежи и по аграрным вопросам. Оппозиционным фракциям остается готовить альтернативные поправки. Так, фракция "Родина" в лице депутата Олега Шеина совместно с организациями, входящими в коалицию "Нет - упразднению социальных гарантий", подготовили аналитическую записку об изъянах правительственного законопроекта. Записка была передана лидером "Родины" Д.Рогозиным президенту России Владимиру Путину. О ее судьбе пока ничего не известно.
В записке, в частности, отмечается, что законопроект предусматривает не столько замену льгот на деньги, сколько их ликвидацию без денежных компенсаций, и возможность снижения зарплаты работникам бюджетной сферы. "Нет, цель закона - отменить невыполняемые обязательства", - отвечают им сторонники концепции закона. Авторы записки обращают внимание на возможность обесценивания денежной компенсации. К тому же, "большая часть льгот отменяется без какой бы то ни было денежной компенсации. В том числе отменяются льготы по ЖКХ для 24 млн. человек".

Участники войны, "чернобыльцы" и "афганцы"

Авторы записки настаивают, что нельзя включать денежные компенсации в пенсии. По их мнению, денежные компенсации должны представлять отдельную выплату, индексируемую не по уровню инфляции, а по среднему росту цен на транспорт, телефонные услуги и лекарства. Иначе произойдет обесценивание денежных выплат. В качестве примера авторы записки приводят уровень средней инфляции 2003 года: она равнялась 10 %, тогда как средний рост цен на телефонные услуги составил 23%. Пока решение этого вопроса остается самым туманным. И правительство, и партия власти, и оппозиция сегодня заявляют о необходимости индексации денежных компенсаций в целом, однако неизвестно, каким образом эта индексация будет начисляться. Напомним, что первоначально речь шла об индексации по уровню инфляции: основной аргумент - правительству уже удается контролировать ее уровень. Что касается индексации по среднему росту цен на соответствующие услуги, то, как замечали независимые депутаты Госдумы, министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов неоднократно заявлял о принципиальной договоренности с ОАО "РЖД" не увеличивать размер оплаты проезда свыше 40 рублей, а также о принципиальной договоренности не поднимать цены на лекарства.
Помимо этого, оппозиционные силы настаивают на добровольном характере "социального пакета". С ними заочно соглашается А.Исаев: "социальный пакет" будет распределяться на добровольной основе, но с 2006 года.
Инвалиды

Основная проблема, на которую обращают внимание авторы записки, переданной Президенту, это то, что компенсация будет предоставляться не по группе инвалидности, а по степени утраты трудоспособности, поскольку уже сейчас в процессе медицинского переосвидетельствования большинство инвалидов признаются полностью или частично трудоспособными. Иначе, по оценкам Всероссийского общества инвалидов (ВОВ), до 50% инвалидов потеряют льготы, не получив компенсации. Оппозиции отвечают: переосвидетельствования не потребуется.

Ликвидация льгот труженикам тыла

Согласно нынешней редакции законопроекта о монетизации льгот, меры социальной поддержки труженикам тыла определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, отменяются 50 % оплата стоимости лекарств и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Помимо этого, так как "практически все труженики тыла являются ветеранами труда", они также лишаются 50 %-ной скидки на оплату ЖКХ. Здесь последнее слово останется за Правительством. Напомним, что Совет Федерации также считает необходимым отдать заботу о тружениках тыла на федеральный уровень взамен потребовав от регионов процент от их прибыли. Однако такой расклад явно не устроит те малочисленные субъекты-доноры, которые и так вынуждены платить за всех остальных. Выступая перед журналистами, глава Комитета ГД по труду и социальной политике заявил, что подобная поправка в закон о монетизации льгот будет представлена им лично.

Ликвидация льгот по ЖКХ ветеранам труда

Как отмечают авторы записки, в ст. 22 нынешней редакции закона о ветеранах говорится, что лицам, имеющим соответствующее звание, помимо всего прочего предоставляются "оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений" и "оплата в размере 50 % коммунальных услуг". Правительство же предлагает отдать все меры социальной поддержки ветеранов труда на откуп регионам. Остается неясным, к какому решению придет Рабочая группа.

Ликвидация льгот ветеранам военной службы

Отмечается, что указанные ветераны теряют всякие льготы. Авторы записки подчеркивают, что сохранение норм Закона "О ветеранах" не повлечет за собой увеличения расходов бюджета, но позволит гарантировать льготы по ЖКХ труженикам тыла, ветеранам труда и военным пенсионерам. Остается неясным, к какому решению придет Рабочая группа.

Ликвидация льгот по ЖКХ почетным донорам

Закон "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает 50 %-ную скидку по ЖКХ, 50 %-ные скидки на лекарства и бесплатный проезд. Данные льготы обсуждаемым законопроектом предлагается заменить на компенсацию в размере 500 рублей в месяц. Председателем Комитета ГД по охране здоровья Татьяной Яковлевой точно заявлено, что Комитет будет настаивать на сохранении ежегодной доплаты и безвозмездности донорства. Помимо этого, Т.Яковлева выступает против ликвидации звания "Почетный донор России".

Ликвидация льгот по ЖКХ репрессированным

Ликвидируются все федеральный льготы: бесплатный проезд, снижение размеров оплаты по ЖКХ на 50 % и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 %. Авторы записки особо отмечают, что для Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, где было репрессировано все население, местной власти нужно установить за счет своего бюджета 50%-ную скидку по ЖКХ для большинства населения. Все эти регионы являются дотационными. Авторы записки предлагают оставить льготы жертвам репрессий на федеральном уровне. Такого же мнения придерживается А.Исаев: "Они пострадали от государства, и именно государство должно их защищать", - говорит депутат.

Диабетики и иные

Согласно законопроекту о монетизации льгот, из "Основ федерального законодательства об охране здоровья" исключается норма, предусматривающая льготные лекарства для больных социально значимыми болезнями. Авторы записки Президенту РФ настаивают на сохранении нормы. С этим согласна партия власти в лице главы Комитета по охране здоровья Т.Яковлевой.

Зарплата

Ликвидируется надбавка в 25% за работу на селе врачам и учителям, надбавка за работу на Севере и Крайнем Севере от 13 до 100 % к окладу, единая тарифная сетка, выплата по методической литературе учителям - 100 руб. в месяц. Взамен единой тарифной сетки авторы записки предлагают ввести отраслевые (образование, здравоохранение, культура и наука отдельно) с правом местных органов власти повышать зарплату.
По словам А.Исаева, комитеты будут настаивать на полном восстановлении такого понятия, как "минимальный размер оплаты труда" (МРОТ) и доведении его до существующего уровня прожиточного минимума. Принципиальными для партии власти остаются вопросы регулирования отплаты труда бюджетников. В варианте законопроекта, принятом в первом чтении, регулирование указанных вопросов передано субъектам. Не меняя эти положения, комитеты будут настаивать на том, чтобы было законодательно утверждено: регионы не могут устанавливать зарплаты бюджетникам ниже уровня, определенного на 31 декабря 2004 года. Помимо этого, А.Исаев предлагает два механизма регулированию оплаты труда работникам бюджетной сферы. Во-первых, как сказал депутат, необходимы минимальные федеральные стандарты, нарушать которые регионам не позволят. Во-вторых, требуется включить в этот процесс Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. "Ей нужно отдать право принимать ежегодные рекомендации, которые субъекты России также обязаны будут учитывать", - сказал депутат.
Неизвестно, как точно будут сформулированы предложения Комитета ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока, однако согласно Постановлению нижней палаты парламента, предложенному партией власти и принятому еще при первом чтении законопроекта о монетизации льгот, предлагается сохранить основные государственных гарантии данным категориям граждан с одновременной разработкой механизмов их практической реализации.

Детские пособия

Оппозиция отмечает, что общефедеральные выплаты по детским пособиям ликвидируются. Субъектам РФ предлагается вводить региональные выплаты. Таким образом, граждане, имеющие детей, лишаются пособий в 70 руб. в месяц, одинокие матери - в 140 руб. в месяц. "Единая Россия" парирует: по словам Председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, обязательно необходимо сохранить федеральную материальную поддержку детям и матерям.

Бюджеты

Авторы записки задаются вопросом: смогут ли регионы принять местные законы? "Из 89 территорий сегодня 71 - реципиент. Долг регионов по детским пособиям - 5,8 млрд. руб., по зарплате - 2,0 млрд. руб., задолженность перед энергетиками и другими службами превышает 20 млрд. руб. Таким образом, многие регионы уже сейчас не могут справиться с финансовой нагрузкой. Принятие закона означает значительное увеличение финансовой нагрузки на территории. По Астраханской области - на 2,4 млрд. руб., по Ставропольскому краю - на 1, 2 млрд. и т.д. Между тем эти территории уже сегодня имеют дефицитный бюджет. Вместо укрепления региональных бюджетов Минфин предлагает перераспределить от регионов в пользу федерального бюджета 1,5% налога на прибыль. Цена вопроса - 74,4 млрд. руб., которые приобретает федеральный бюджет и теряют регионы".
Партия власти отвечает: регионы смогут. По словам А.Исаева, 29 июля состоится расширенное заседание Центрального политсовета "Единая Россия". На нем руководителям региональных организаций партии будет дано указание разработать предложения по своим субъектам и обеспечить прохождение необходимых норм в своих областных собраниях.

Мнение регионов

По информации авторов записки, по состоянию на утро 2 июля всего отзывов на законопроект из субъектов федерации: положительных - 32, отрицательных - 50. Всего отзывов от губернаторов: Положительных - 24, отрицательных - 15. Всего территорий, где и губернаторы, и законодательные собрания поддержали закон: из 89 территорий РФ закон поддержали 5. Однако, как сказал глава Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Олег Ковалев при рассмотрении законопроекта в первом чтении, "отзывы поступают". Ко 2 августа картина может поменяться.
Отметим, что ко второму чтению ожидаются поправки Правительства РФ. Практика показывает, что мнение правительства подчас является решающим.