Как ранее сообщалось, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев сегодня выступили в Мещанском суде Мосевы в связи с предъявленными им обвинениями. Ограшение обвинительных заключений было завершено накануне. Приводим полный текст выступления М.Ходорковского.

Последний год в СМИ и обществе происходит активное обсуждение вопроса: что такое "дело ЮКОСа и Ходорковского" - политически мотивированное избирательное применение законодательства или обычное, хотя и большое, уголовное дело? И что это значит для страны?

По-моему, общество уже давно не питает никаких иллюзий в отношении политической подоплеки дела, поэтому не буду на этом останавливаться. Тем более не хочу прикрываться от уголовных обвинений политическими декларациями.

Буду говорить, прежде всего, по существу обвинений.

Первое. Меня обвиняют в хищении акций "Апатита" и НИИУИФа. Я докажу, что это бездарная попытка списать на меня ошибки в законах о приватизации и в последующей деятельности госорганов.

Второе. Меня обвиняют в умысле не предоставить кредит предприятиям, которые в тот момент находились в частной собственности и, по утверждению следствия, мне же и принадлежали. То есть в умышленном отказе переложить собственные деньги из одного своего кармана в другой.

Третье. Меня обвиняют в растрате денег предприятий, которыми я не руководил, но, по утверждению следствия, акционером которых являлся, т.е. в нанесении ущерба самому себе. Также меня, акционера, по утверждению следствия, обвиняют в проведении неправильной торговой политики ОАО "Апатит", на что у акционера нет полномочий. Замечу, что неправильная торговая политика, о которой говорит обвинение, привела это предприятие к успешности и прибыльности.

Я докажу, что с юридической стороны эти обвинения столь же нелепы, как и с житейской.

Хотелось бы отметить, что "Апатит" и НИИУИФ сейчас - успешные российские предприятия, которые платят зарплаты, осуществляют хорошие социальные программы, повышают объемы производства. Что касается НИИУИФ, то на сегодняшний день - это один из немногих успешно действующих российских отраслевых научных центров.

Четвертое. Меня обвиняют в том, что владелец "Медиа-моста" Владимир Гусинский взял деньги под обеспечение активов своего медиа-холдинга и не отдал, так как его активы куда-то делись. Что это за активы и куда они делись сегодня, благодаря решению Страсбургского суда, известно всему миру. Но если необходимо, я докажу нелепость и этого обвинения.

Пятое. Налоговые обвинения.

Я докажу их беспочвенность не только с точки зрения закона, который в редакции осени 2003 года не позволяет перекладывать на бизнес ответственность за ошибки государственных органов. Я докажу их абсурдность и с этической точки зрения, так как покажу, что ЮКОС платил налогов не меньше, а больше многих других компаний, и легально, в ограниченном объеме, использовал предоставляемые законом льготы. С житейской точки зрения, трудно понять, как предприятие, являющееся вторым налогоплательщиком в России после "Газпрома", которое проверяется до 500 раз в году, отчетность которого утверждается международным аудитом, а принимается напрямую МНС и зачастую в присутствии министра по налогам и сборам, формирующее 5% бюджета, - как через 4 года может оказаться, что оно должно платить налогов намного больше не только среднеотраслевых показателей, но и Газпрома, и почему за это должны отвечать акционеры? Понять это невозможно!

Шестое. Я докажу, что позорное решение Арбитражного суда по делу компании ЮКОС противозаконно и прямо противоречит позиции самого МНС, изложенной в данном гражданском иске, в котором оно требует налоги с несуществующих организаций.

В заключение я хочу сказать, что демонстрация силы, безразличной к закону, хотя и пытающейся изо всех сил соблюсти внешние процедуры, крайне опасна для нашей страны.