Алексей Клименко отвел прессу к месту "убийства наследия" (Москва)
Москва, 15 июля, 2004, 22:08 — ИА Регнум. Необычной прогулкой завершилась для журналистов пресс-конференция, организованная 14 июля Комитетом защиты москвичей. Один из участников пресс-конференции - член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко пригласил их пройти с ним из Независимого пресс-центра на Тверском бульваре, где проходило мероприятие, в близлежащий Леонтьевский переулок, чтобы лично увидеть очередное здание - памятник архитектуры XVIII столетия, приговоренное к сносу.
Речь идет о трехэтажном здании по адресу Леонтьевский, д. 2, образующем красную линию переулка с характерным изломом в самом его начале. Данное здание представляет собой часть построек старинной усадьбы, в разное время принадлежавшей Орловым и Юсуповым; здесь располагался знаменитый в начале XIX века домашний театр Позднякова, бывали Наполеон и Пушкин. При этом главный дом усадьбы официально имеет статус памятника архитектуры, тогда как другие корпуса по непонятно причине его не удостоились, и это делает их легкой добычей инвесторов, охотящихся за дорогостоящей землей в центре Москвы, отметил А.Клименко.
По его словам, данное здание объявлено аварийным и должно быть выселено до Нового года. Далее его ожидает снос с тем, чтобы на его месте был построен современный элитный жилой дом с пентхаусами и подземным паркингом.
Признав, что внутри здание, многие десятилетия не знавшее капитального ремонта, находится в плохом состоянии (прогнившие полы, обветшавшие лестницы), А.Клименко как специалист в области реставрации памятников архитектуры в то же время обратил внимание участников спонтанной экскурсии на прочность старинной кирпичной кладки, отсутствие значительных деформаций и сколько-нибудь серьезных признаков, на основании которых можно было бы признать здание аварийным.
"Это пример того, как абсолютно здоровое здание признается аварийным, чтобы его снести, - сказал он. - Добиться этого не сложно. Все научные структуры, которые входят в проектно-строительный комплекс Москвы, делают то, что от них требуется. В частности, по этому дому есть заключение института "МосжилНИИпроект" о том, что он находится в идеальном состоянии, но через несколько месяце тот же "МосжилНИИпроект" выдал заключение о том, что его состояние супераварийное и требуется немедленное выселение". "После того, как люди будут выселены, дом сожгут, - предположил А.Клименко, - и после этого уже ничто не будет препятствовать его скорейшему сносу".
"Разговоры об аварийность это как правило ложь, результат заказа, - продолжил он. - Для Москвы это абсолютно нормальное явление, когда структуры, подчиненные проектно-строительному комплексу, спрашивают заказчика: "Какое заключение тебе нужно - чтобы снести или чтобы реставрировать?" Поэтому я думаю, что стране просто не выжить без института независимой экспертизы. Доверия нет не только ко всем уровням власти, но и к тем ученым, которые обслуживают эту власть".
Как заявил А.Клименко, состояние дома по Леонтьевскому пер., 2 и других построек той же усадьбы, включая главный дом, сейчас таково, что они действительно нуждаются в реконструкции. "Людей для этого необходимо отселить, но все работы нужно производить только в режиме реставрации, - подчеркнул он. - Однако для этого нужно иметь волю к тому, чтобы исторический город не исчезал, а продолжал существовать".
В ходе экскурсии А.Клименко также указал журналистам на еще один проект радикальной реконструкции исторического здания, который планируется осуществить в том же районе. Здание бывшего кинотеатра повторного фильма - исторический дом, связанный с именами Александра Герцена и Николая Огарева, расположенный на углу Большой Никитской и Никитского бульвара, планируется надстроить огромной мансардой. "Эта мансарда изуродует пространство площади Никитских ворот и изменит пропорции памятника, - объяснил он. - Она сооружается якобы в интересах театра Марка Розовского, который размещается в этом здании. Но когда я спросил Марка Григорьевича о том, правда ли это, он ответил: "Я понятия не имею об этом, нам это не надо".
"То, что происходит сегодня, не только я, но и другие мои коллеги - специалисты по историческим и культурным ценностям, воспринимаем как колоссальную культурную трагедию национального масштаба, - подчеркнул А.Клименко. - Такого рода трансформации и убийства ценностей наследия происходят по всей стране ежедневно и на каждом шагу".