Предел текучести жидкостей, подчиняющийся законам квантовой механики, смогли выявить физики из Лондонского университета королевы Марии (QMUL — Великобритания) и Института физики высоких давлений (Троицк, Москва). Статья с результатами этого исследования опубликована в научном журнале Science Advances.

Британский физик Константин Траченко и академик из Троицка Вадим Бражкин определили, что для жидкостей, даже обладающих различной вязкостью как сироп или кетчуп, существует теоретический предел вязкости, одинаковый для любых жидкостей. Используя квантовый метод, физики провели расчеты, которые показали, что минимальная вязкость или максимальная текучесть любой жидкости зависят от всего двух фундаментальных констант: постоянной Планка и соотношения массы протона и электрона. Все остальные материальные свойства, включая молекулярный состав, не влияли на эти параметры.

Ученые отмечают, что найденный теоретический предел текучести не относится к экзотическим жидкостям, таким как конденсат Бозе-Эйнштейна или сверхтекучий жидкий гелий. Эти вещества ведут себя не как вода, или аналогичные жидкости, а как единый квантовый объект.

В то же время этот предел одинаково работает для всех вариаций классической агрегатной формы материи, эталоном которой является вода. Авторы исследования отмечают, что это открытие налагает теоретические ограничения на пределы возможного в совершенно разных областях физики, использующих свойства текучести или вязкости жидкостей, вплоть до физики черных дыр или плазмы, возникающей при сверхвысоких давлениях и температурах.