Интервью главы МИД РФ Сергея Лаврова ряду российских СМИ в связи с ситуацией вокруг Южной Осетии (полный текст):

Российское руководство серьезно обеспокоено продолжающимся нарастанием напряженности в Южной Осетии. Там уже звучат не первый день выстрелы. Любой инцидент более ли менее серьезный может привести к вспышке насилия, которая уже не будет контролироваться и может завершиться непредсказуемыми последствиями. Поэтому все наши усилия сейчас направлены на обеспечение мирного урегулирования этого кризиса.

При этом мы последовательно опираемся на правовые методы урегулирования, на международно-правовые основы, которые были согласованы всеми сторонами, включая грузинское руководство, и которые предполагают поиск решения проблемы в Южной Осетии через совместно созданный механизм - Совместную контрольную комиссию, которой приданы Смешанные силы по поддержанию мира в составе грузинской стороны, осетинской стороны и российской стороны. Каждая из сторон имеет право по этим соглашениям иметь в составе сил по поддержанию мира по одному батальону по 500 человек каждый. Факты, однако, говорят о том, что грузинская сторона в грубое нарушение своих обязательств по имеющимся соглашениям незаконно ввела в зону конфликта сотни, даже тысячи вооруженных лиц, которые никак не подпадают под статус миротворцев, у которых нет каких-либо документов и чисто арифметически количество находящихся в зоне конфликта вооруженных лиц с грузинской стороны выходит за все оговоренные ранее, поддержанные и признанные Тбилиси рамки.

Могу напомнить, что соглашения, выполнения которых мы добиваемся, настаивая на том, чтобы все участники строго ими руководствовались, наделяют Командующего Смешанными силами по поддержанию мира самыми широкими полномочиями, включая право "решительно пресекать деятельность и расформировывать любые неконтролируемые сторонами вооруженные формирования, немедленно урегулировать всякие групповые конфликты, в том числе, вооруженные. Осуществлять меры по введению и поддержанию повышенного режима безопасности в зоне конфликта, а при необходимости, и в зонах, к ней прилегающих. Пресекать проникновение в зону конфликта вооруженных групп, иных неподконтрольных формирований, способных своими действиями дестабилизировать обстановку". Эти положения соглашения от 6 декабря 1994 года наделяют Командующего миротворческими силами весьма серьезными полномочиями, включая принудительные меры. Я обращаю внимание на то, что до настоящего времени к этим своим полномочиям командующий не прибегал, поскольку все наши действия направлены, повторяю, на мирное урегулирование этого кризиса.

Напомню также в связи с тем, что муссируется тема оборудования для вертолетов, что 8 июля 1992 года СКК приняла решение, под которым стоит подпись генерала Китовани, как известно представлявшего в то время грузинское руководство, где говорится, что "в распоряжение совместной группы выделяются два вертолета МИ-8, 3 БТР, 3 УАЗ и т.д., вертолеты и имущество выделяются российской стороной". Это решение в то время выполнено не было. Может возникнуть вопрос, почему мы цитируем решения 1992, 1994 годов. Цитируем их потому, что они в полной мере сохраняют свою силу, и это было признано грузинской стороной не далее как 2 июня 2004 года, когда СКК собралась на свое заседание и записала следующий текст своего решения: "Стороны обязуются строго придерживаться положений ранее достигнутых договоренностей о принципах урегулирования конфликта, формирования и деятельности Совместных сил по поддержанию мира, обязательств сторон не прибегать к мерам силового, экономического и любых форм давления при решении возникающих проблем". И в этом же документе грузинская сторона обязалась "незамедлительно вывести дополнительно введенные подразделения силовых структур Грузии из зоны ответственности Совместных сил по поддержанию мира". Таким образом, подтвердив все свои обязательства по предыдущим договоренностям, грузинская сторона подтвердила и необходимость оснащения Смешанных сил по поддержанию мира вертолетами. В этом же решении записано, что "в связи с отсутствием в составе Смешанных сил по поддержанию мира вертолетов, командование ССПМ не имеет возможности в полном объеме контролировать воздушное пространство в зоне грузино-осетинского конфликта. Предлагается доукомплектовать ССПМ вертолетами". Здесь стоит подпись госминистра грузинского правительства Г.Хаиндравы, и она стоит как под необходимостью доукомплектовать ССПМ вертолетами, так и под признанием действий всех ранее заключенных соглашений. Так что какие-либо заявления грузинской стороны, о том, что она задержала два грузовика с оборудованием для вертолетов потому, что такого решения не принималось, означает не что иное, как попытку ввести в заблуждение мировую общественность, в том числе и представителей ОБСЕ, которые находятся в зоне конфликта и которые обязаны следить за тем, чтобы все имеющиеся договоренности строго соблюдались. Поскольку представители ОБСЕ там находятся в небольшом количестве, они не имеют возможности полностью информировать свое руководство в Вене о том, что на самом деле происходит в зоне конфликта, и поступавшая до сих пор информация была явно обрывочной, базировалась на утверждениях грузинской стороны, которые имели мало чего общего с реальным положением дел, мы предложили представителям ОБСЕ в Южной Осетии содействие в том, чтобы они проехались по тем населенным пунктам, где находятся незаконные грузинские вооруженные формирования, и убедились в том, что нарушения со стороны Грузии имеют место.

Как вы понимаете, сохранение вооруженных формирований, незаконно введенных в зону конфликта, вызывает оправданные опасения осетинской стороны. Население Южной Осетии всерьез обеспокоено тем, что готовится военная акция. Звучащие из уст грузинского руководства воинственные заявления не способствуют тому, чтобы эти опасения развеять. Ну я уже не буду говорить об обвинениях России в неких имперских замашках. Повторю, что единственное, чем мы руководствуемся, это - международное право, в данном случае, договоренности, заключенные с участием грузинской стороны и поддержанные, одобренные ОБСЕ.

Основная ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на Тбилиси. ОБСЕ обязана, как организация, освятившая имеющиеся договоренности, добиваться прекращения нарушений грузинским руководством своих обязательств, и Россия, в свою очередь руководствуется исключительно этой необходимостью - выполнять то, что было подписано, то, о чем было договорено. Мы отдаем полный приоритет мирным методам урегулирования конфликта, готовы на срочный созыв СКК на высоком уровне. Но для того, чтобы конфликт был урегулирован, одних заседаний недостаточно. Необходимо, чтобы в районе конфликта грузинская сторона прекратила грубые нарушения своих обязательств и, в том числе, вернула два грузовика с оборудованием для вертолетов в соответствии с той подписью, которую поставил их полномочный представитель под документом, мною процитированным. Это оборудование направлялось для ССПМ, оно должно быть возвращено, и немедленно.

В заключение хочу добавить, что нормализации обстановки и успокоению законных и оправданных опасений населения Южной Осетии не способствуют действия грузинского руководства в отношении и других своих обязательств. Наблюдается довольно тревожащая тенденция отхода Тбилиси от договоренностей, под которыми стоит подпись грузинских представителей. Упомяну в этой связи о том, что 6-9 июля в Тбилиси находилась делегация мониторингового комитета ПАСЕ, во главе с докладчиком ПАСЕ, господином М.Йоршем. Они посетили также Аджарию. По итогам своего посещения глава миссии, докладчик ПАСЕ сделал заявление о том, что, хотя властям Грузии удалось добиться определенного прогресса, прежде всего в области проведения выборов, функционирования судебной системы, борьбы с коррупцией и преступностью, но, по-прежнему, грузинское руководство не выполняет рекомендации ПАСЕ, в частности, о ратификации грузинским парламентом Европейской хартии местного самоуправления и рекомендации ПАСЕ по возвращению турок-месхетинцев. Отмечено, что сохраняются серьезные вопросы в сфере соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств. Весьма серьезной критике докладчик ПАСЕ, господин М.Йорш подверг принятый грузинским парламентом Закон о статусе Аджарии, в соответствии с которым, по его словам, республика фактически не получила прав автономии. И он, в частности, сказал, что новое аджарское правительство по существу назначается в Тбилиси, а не местным населением. Как вы понимаете, такие оценки ПАСЕ, а это организация, которая обладает серьезным авторитетом, по крайней мере во всей Европе, не помогают создать впечатление, что грузинское руководство действительно хочет урегулировать конфликты на своей территории таким путем, чтобы обеспечить права населяющих Грузию меньшинств.

Все это в комплексе создает серьезные озабоченности, и мы убеждены, что перед лицом неоспоримых фактов Тбилиси обязан принять все необходимые меры, чтобы следовать своим обязательствам, достигнутым в рамках международного права и одобренным международным сообществом.