Выступая 5 июля в Государственной Думе в рамках круглого стола на тему "Славянский мир: возможности объединения", ответственный секретарь общества "Славяне" и Славянского фонда России, вице-президент Скобелевского комитета Юрий Дрожжин рассказал собравшимся, что вот уже 8 лет Правительство Москвы не позволяет открыть в столице мемориальную доску выдающемуся генералу ΧΙΧ века Михаилу Скобелеву. Чиновники в московском правительстве меняются, а дело не движется.

Отметим, что Скобелевский комитет был учрежден в рамках Международного общества "Славяне" (МОС). По словам Ю.Дрожжина, Комитет еще в 1996 году обращался к мэру Москвы Юрию Лужкову с предложением установить на доме № 3 по Театральному проезду мемориальную доску генералу Скобелеву. Именно в этом доме, бывшей гостинице, часто останавливался генерал, и именно здесь состоялась гражданская панихида, когда Россия и Москва прощались с ним. Однако, несмотря на принципиальное согласие мэра и Правительства Москвы, в последнем регулярно находятся силы, которые этому всячески препятствуют. Например, один комитет Правительства Москвы - по общественным и межрегиональным связям - поддерживает данную инициативу, а другой - комитет по культуре - "мешает этому благородному делу", и в итоге оно стоит на месте, посетовал Ю.Дрожжин.

Согласно информации Скобелевского комитета, хроника событий такова. Ответ на первое письмо, подписанный от имени Правительства Москвы главным архитектором столицы Александром Кузьминым, был позитивным. В нем было поддержано предложение Скобелевского комитета о сооружении мемориальной доски, и даже высказано пожелание, чтобы осуществить его к 850-летию столицы. После этого по письму Комитета Александру Музыкантскому (экс-префект ЦАО и экс-вице-эр столицы - прим. ИА REGNUM), Центральный округ выделил на изготовление доски 20 тысяч рублей. Был изготовлены гипсовый макет и составлен сметно-финансовый расчет. Свое согласие на установку доски дали Министерство по чрезвычайным ситуациям, в чьем ведении находится это здание, и Русская Православная Церковь.

Однако через некоторое время Управление культуры Москвы потребовало прекратить работу по изготовлению и установке памятной доски, поскольку это "требует специального решения Правительства Москвы". В последующие годы Скобелевский комитет еще много раз письменно обращался к руководству Москвы за разрешением, но неизменно получал "невразумительные, негативные ответы". Например, первый заместитель премьера правительства столицы Эрнест Бакиров отвечал, что "Правительство не поддерживает ходатайство о памятной доске в связи с перегрузкой многих зданий в центре столицы мемориальными досками". Не изменилась и позиция Управления культуры Москвы: сначала Игоря Бугаева, а затем сменившего его Сергея Худякова: "Установка мемориальной доски Скобелеву нецелесообразна и была бы не обоснована, так как М.Д.Скобелев не жил в Москве, а лишь останавливался здесь".

Как отмечает Ю.Дрожжин, в свое время большевики сделали все, чтобы стереть память о генерале Скобелеве. По решению Совнаркома, в мае 1918 года памятник Скобелеву на одноименной площади в Москве был варварски уничтожен, а Скобелевская площадь переименована. Сейчас на этом месте - прямо под окнами старого здания мэрии города - находится памятник князю Юрию Долгорукому.

Справка: Скобелев Михаил Дмитриевич (1843 - 1882) - генерал от инфантерии (1881 г.), один из лучших полководцев второй половины XIX в., его называли "равным Суворову" и "русским Бонапартом", столь похожи были вехи их биографии. В 1868 году окончил Академию Генерального штаба. В это время Россия присоединяла Среднюю Азию, и молодой офицер уехал в Туркестан. Участвовал в Хивинском походе 1873 г. В январе - феврале 1876 г. войска вод его командованием нанесли поражение восставшим под Андижаном и Асаке, что привело к ликвидации Кокандского ханства. Именно в Туркестане за ним закрепилось прозвище "Белый Генерал" (по-тюркски "Ак -паша"). Одетый во все белое, на белом коне, он неизменно выходил победителем во всех сражениях.

В 1876 г. он был назначен первым военным губернатором и командующим войсками Ферганской области. Он сделал многое для хозяйственного освоения этого края. В период обострения русско-турецких отношений на Балканах генерал Скобелев просит назначения в Дунайскую армию (группировка русских войск, действовавшая против Турции в бассейне Дуная и на Балканах). В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. состоял ординарцем при штабе главнокомандующего 14-й пехотной дивизии генерал-майора М.И. Драгомирова. Командовал отрядом под Плевной и на Шипке. Во время осады Плевны принял под свое командование 16-ю Сводную казачью дивизию, которая стала называться Скобелевской. В феврале 1878 г. войска под его командованием заняли Сан-Стефано (под Стамбулом). В 1880-1881 гг. руководил второй Ахалтекинской экспедицией, во время которой к России были присоединены туркменские племена.

Местом отдыха М.Д.Скобелева от военных компаний было рязанское Заборово. На свои средства генерал построил там сельскую школу. Последний раз он был в Заборове в апреле 1882 года. А вскоре, возвращаясь с военных маневров, Скобелев скоропостижно умер в Москве при загадочных обстоятельствах. Ему не исполнилось и 39 лет. Как рассказывают современники, Москва плакала, прощаясь со всенародным любимцем. Его похоронили в фамильном мавзолее в Заборове.