Выступление президента Роберта Кочаряна на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге:

Я искренне рад возможности выступить перед Вами. В прошлый раз я стоял на этой трибуне в очень важный для Армении день - день вступления в Совет Европы.

Прошло три года интенсивных реформ, затронувших все сферы жизнедеятельности республики, потребовавших максимальной мобилизации наших усилий. Сегодня я заявляю, что Армения уже выполнила подавляющее большинство обязательств, взятых в связи со вступлением в Совет Европы. По оставшейся части составлен согласованный план действий, реализация которого завершится до конца текущего года. Но самым важным достижением я бы назвал серьезные изменения в восприятиях армянского общества относительно собственного будущего. Растет вовлеченность людей в каждодневную жизнь страны. Укрепляется приверженность ценностям свободы и демократии. Идет активный процесс формирования гражданского общества.

Означает ли это, что Армения достигла желаемого уровня демократических свобод? Очевидный ответ - нет. В любой стране с высокими показателями бедности демократии предстоит сложный путь. Необходим некий уровень минимальных социальных гарантий для полноценного участия людей в демократическом процессе. Именно поэтому мы пытались синхронизировать реформы затрагивающие экономику, политическую систему, судебно-правовую и социальную сферы. По сути, в Армении завершен демонтаж прежней централизованной системы власти и экономики, позволявшей тотально контролировать общество.

В стране произошли радикальные изменения в структуре экономики как по ее отраслям, так и по форме собственности. Объем и глубина реформ позволили полноценно заработать рыночным отношениям. Сегодня более 85% ВВП Армении производится частным сектором, в том числе 38% малым и средним бизнесом. Среднегодовой рост ВВП за последние три года составил 12%, несмотря на блокаду, осуществляемую двумя странами-партнерами по Совету Европы. Динамика экономического роста позволила нам разработать долгосрочную стратегию преодоления бедности. Впервые в Армении эта правительственная программа разрабатывалась не только в сотрудничестве с международными финансовыми институтами, но и с широким вовлечением общественности. Сейчас этот документ является основой в принятии политических решений и в определении бюджетных приоритетов.

Другим важным шагом на пути установления эффективной демократии является борьба с коррупцией. Правительство Армении рассматривает коррупцию как системное зло, которое невозможно искоренить только громкими заявлениями или показательными судебными разбирательствами. Мы концентрируемся на системных преобразованиях, которые устраняют мотивы коррупции. Именно поэтому мы вступили в группу ГРЕКО, где можем изучить опыт других стран в этой сфере. Посредством широкой дискуссии с участием ОБСЕ, Всемирного банка и Международного валютного фонда мы разработали всеобъемлющую Антикоррупционную стратегию. Несколько недель назад моим указом создан Совет по координации борьбы с коррупцией.

К неотложным мерам, направленным на искоренение коррупции в Армении, я бы отнес в первую очередь необходимость углубления реформ судебно-правовой системы, совершенствование администрирования в налоговых и таможеных органах, формирование эффективной системы госслужбы. То есть создание действенных инструментов реализации антикоррупционной политики. В плане общего снижения коррупционных рисков, особо отметил бы важность утверждения конкурентной среды, прогнозируемость действий правительства, упрощение процедур, их прозрачность и общественный контроль. Таковы сегодня наши приоритеты и их цель обеспечить необратимость экономических реформ и процесса демократизации в Армении.

Убежден, что многие из Вас задаются вопросом: что происходило в Армении прошедшей весной? Чем вызван всплеск активности оппозиции, заменившей парламентскую деятельность митинговой революционностью? Ведь совсем недавно, в январе, в Армении побывала мониторинговая группа Совета Европы, отметившая существенное продвижение страны в выполнении обязательств перед этой организацией. А это, прежде всего, реформы по углублению демократии. Все экспертные оценки Армении международными финансовыми институтами более чем оптимистичны. Двузначные числа экономического роста и профицитное выполнение бюджета, имеющие место в Армении, по определению никак не благоприятствуют революционности. Да и до следующих парламентских выборов еще целых три года. То есть внутренних предпосылок, предвещающих накал политической активности просто не было.

Так что же произошло? Ответ прост. Оппозиция воодушевилась результатом "революции роз" в соседней Грузии и решила ее скопировать на армянскую действительность, которая на тот момент ничего общего с грузинской не имела. Оппозиция пренебрегла тем фактом, что экономика Армении, в отличии от грузинской, развивается динамично, правительство достаточно эффективно, и демократические завоевания закреплены институциональными структурами. Включая правоохранительную систему, способную защитить общественный порядок.

История учит, что вдохновение чужыми революциями ни к чему хорошему никого не приводило. Но, к сожалению, многие учатся только на собственном опыте. Так произошло и у нас. Покинув парламент, оппозиция развернула митинговую деятельность, цель которой была открыто продекларирована. А именно: раскачать ситуацию в стране, собрать максимальное количество людей, окружить президентскую резиденцию и вынудить меня уйти в отставку.

Обнаружив отсутствие общественного интереса к митингам, оппозиция решилась на обострение, видимо для возбуждения внимания. Был заблокирован самый загруженный проспект Еревана. Это нарушило нормальное функционирование не только транспорта, но и Национального собрания, администрации президента, Конституционного суда. Кстати, там же расположены четыре посольства и одна из крупных школ города. Организаторы акции демонстративно призывали граждан к неповиновению. У полиции не оставалось выбора, порядок был восстановлен быстро, без серьезного ущерба здоровью участников акции.

Необходимость такого рода полицейских операций всегда вызывает сожаление. Но власть должна защитить общество от политического экстремизма. Тем более в странах с молодой демократией, не имеющих отстоявшихся традиций политической и правовой культуры. Особенно, когда часть населения еще живет за чертой бедности и может быть подвержена манипуляциям популистской риторикой.

Хотел бы особо подчеркнуть, что все это время партии, составляющие правящую коалицию, многократно протягивали оппозиции руку сотрудничества. К сожалению, эти предложения отвергались оппозицией, видимо полагающей, что сотрудничество может снизить революционный настрой своих сторонников. Страна находится на важном этапе своего становления, и я убежден, что есть много направлений, требующих общих усилий. Мы предложили оппозиции сотрудничество по самым важным вопросам - конституционным реформам и избирательному кодексу. Эти предложения остаются в силе, но их надо обсуждать в парламенте, а не на улице.

Обо всем этом я бы не говорил, если бы не последняя резолюция ПАСЕ по Армении. Я сожалею, что некоторые наши депутаты втянули ПАСЕ в эту дискуссию. Убежден, что трибуна Совета Европы не самое удобное место для выяснения отношений между властью и оппозицией. Делаться это должно с трибуны собственного парламента, то есть на главной политической кухне Армении.

Сейчас я хочу обратиться к другому вопросу, остающемуся одним из приоритетных для Армении. При вступлении Армения обязалась предпринять шаги по мирному урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Мы приняли такое обязательство, поскольку высоко ценим необходимость дружественных отношений между странами-соседями. Однако, для эффективного поиска долгосрочного решения, необходимо глубокое знание сути конфликта. Я хотел бы отметить два важных фактора, характеризующих карабахский конфликт.

Первое. Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана. Это факт. В результате распада СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР образовались два независимых государства: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Правовые основы существования этих государств идентичны. То есть, территориальная целостность Азербайджана ничего общего с Нагорно-Карабахской Республикой не имеет. И мы готовы обсуждать вопрос урегулирования конфликта в правовой плоскости.

Второе. Война 1992-94 годов была результатом агрессии азербайджанских властей, пытавшихся осуществить этническую чистку территории Нагорного Карабаха с целью ее захвата. Сложившаяся де-факто ситуация - это результат самоотверженной борьбы армян Нагорного Карабаха за выживание на собственной земле. Это классический пример как реализации права на самоопределение, так и использования принципа территориальной целостности для обоснования этнических чисток.

Народ Карабаха отстоял свое право на свободную жизнь в демократическом обществе. Фактической независимости Карабаха - 16 лет. Там уже выросло поколение людей, не представляющих иного статуса страны. Нагорно-Карабахская Республика сегодня - это состоявшееся государство, по сути отвечающее всем критериям членства в Совете Европы. Эта та реальность, от которой уйти просто невозможно. Именно поэтому мы настаиваем на прямом участии Нагорного Карабаха в переговорном процессе, в котором Армения принимает активное участие.

Урегулирование должно исходить из сути конфликта, а не из предпосылки вероятного усиления Азербайджана от будущих нефтедолларов. Это формула конфронтации, а не компромисса. Армения готова к поддержанию и укреплению режима прекращения огня. Мы готовы к серьезным переговорам по всеобъемлющему урегулированию конфликта. Именно поэтому мы дали согласие на два последних предложения посредников, которые, к сожалению, были отвергнуты Азербайджаном.

Особо хотел бы отметить важность развития регионального сотрудничества на Южном Кавказе. Диапазон возможного сотрудничества может лежать от гармонизации законодательств до восстановления взаимосвязанной транспортной сети и совместных проектов в энергетике. Мы убеждены также, что региональное сотрудничество это хорошая предпосылка к урегулированию конфликтов. Южный Кавказ в качестве зоны всеобъемлющего экономического сотрудничества может значить гораздо больше, чем то, о чем каждая из трех стран региона может мечтать в одиночку.

Южный Кавказ всегда был регионом, чувствительным к внешним воздействиям. Он находится на стыке цивилизаций и, с учетом его энергетического и транзитного потенциала, всегда был сферой повышенного интереса. Это обстоятельство подтолкнуло нас к выработке комплиментарной внешней политики. Суть ее в том, что Армения ищет выгоду от сглаживания противоречий мировых и региональных держав, а не от их усиления. Мы должны нести ответственность за региональную стабильность и своими действиями сглаживать проблемы, а не обострять их. Этот подход позволил нам создать доверительные отношения с США, Европейским Союзом и Ираном и укрепить традиционную близость с Россией. Мы верим в мир и сотрудничество на Южном Кавказе.

Особо хотел бы остановиться на армяно-турецких отношениях, скорее на их отсутствии. Реальность такова, что эти отношения отягощены наследием прошлого - Геноцидом, его последствиями и отсутствием покаяния. Сегодня ситуация усугубляется блокадой Армении со стороны Турции. Я хотел бы озвучить два принципа, на мой взгляд, необходимых для выхода из тупика.

Первое. Налаживание практических связей и обсуждение унаследованных проблем должны происходить в разных плоскостях и не увязываться друг с другом.

Второе. Армяно-турецкие отношения не должны обуславливаться нашими отношениями с третьей страной (Азербайджаном). Любые попытки навязывания предварительных условий сводят к нулю всякие перспективы.

В заключении, хочу заверить Вас, что Армения видит свое будущее в тесной интеграции с европейской семьей. Несколько дней назад Европейский Союз принял решение о включении Армении в инициативу "новое соседство." Это усилит наше стремление соответствовать европейским критериям, вносить свой вклад и пользоваться благами сотрудничества между нашими государствами и народами. Мы идем по этому пути с глубоким убеждением и благодарны Вам за содействие в этом непростом процессе.