Сотрудники транспортной милиции первыми сталкиваются с неуравновешенными пассажирами, которые блокируют двери купе и заявляют о бомбах. Рассказывает корреспондент ИА REGNUM.

На российских железных дорогах зарегистрировано очередное ЧП, когда из-за безответственного в силу невменяемости поведения пассажира возникла ситуация, нарушающая правопорядок при проезде. Пассажирка поезда № 60 сообщением Кисловодск-Новокузнецк заявила сопровождающим состав милиционерам, что везет бомбу. Подобные дела осложняются тем, что психически неуравновешенные люди наравне с другими пассажирами без проблем приобретают билеты и занимают места в вагонах, но в пути у них возникают идеи, с окружающей обстановкой не гармонирующие. Это выясняется позднее, на разборах происшествий, связанных с недопустимым поведением. В первую очередь с такими пассажирами сталкиваются наряды сопровождения транспортной милиции, отвечающие за безопасность людей. За последние несколько лет ряд подобных случаев имел место в поездах дальнего следования, сопровождаемых сотрудниками Западно-Сибирского УВДТ.

Одна "задушевная" дорожная история связана фамилией поэта Пушкина. В поезд Новосибирск-Адлер в центре России села немолодая супружеская пара с багажом из уймы сумок и телевизором в придачу. Пассажиры сразу потребовали предоставить им нижние полки и чтобы к ним никого не подсаживали. Проводник нижние полки предоставил, а вот гарантировать поездку без попутчиков не мог. На дворе - лето, курортный сезон. На любой станции вагон может заполниться до отказа. Но заняв купе, супруги раскупорили заветную бутылочку и заблокировали двери, прикрутив ручку к полке проволочными плечиками. Наряд сопровождения попытался уговорить собутыльников открыть дверь и впустить пассажиров с билетами на руках на два других места. В ответ посыпалась отборная брань и крики женщины о том, что ее муж - ученый человек, прямой потомок Пушкина, их фамилия высечена на мраморе в Грановитой палате в Москве. Кричала также, что муж продолжил дело великого предка и на основе скрытого архива поэта рассчитал "жизнь России на столетия вперед, предсказал все ожидающие нашу страну путчи и волнения". (Удивительное дело - материал об этих "исследованиях" напечатал популярный молодежный журнал). Поэтому они имеют привилегии и поедут одни. Сотрудники милиции стали снимать с креплений дверь купе, а беспокойные пассажиры... раздеваться в надежде на то, что голых-то их оставят в покое, постесняются в таком виде выставлять на позор. Но "потомков Пушкина" в полуобнаженном виде высадили на перрон станции Бердяуш Южно-Уральской железной дороги и сдали в милицию.

На этом история не закончилась. Вероятно, это были действительно "поэтические" потомки, поскольку пространные жалобы в стихах пенсионеры написали во все правоохранительные органы Новосибирской области и вышестоящие инстанции, вплоть до Администрации Президента РФ. Приведем "забойный" поэтический образчик: "Кто, ругаясь грязно матом, бьет старушку автоматом? Это он, это он, это доблестный ОМОН!" По каждому письму проводились проверки, давались ответы, но поток жалоб не иссякал. Супруги собрались подавать очередную жалобу в международный суд в Гааге, но "задействованные" в одной из жалоб сотрудники Северо-Кавказского УВДТ проверили: а не состоят ли заявители на учете в психоневрологическом диспансере? Ответ оказался положительным. С тех пор жалобы высаженной из поезда женщины (ее супруг умер) в инстанциях оставляют без ответов.

Недавний инцидент, связанный с аналогичным безответственным поведением пассажира, произошел на участке железной дороги, расположенном в Омской и Новосибирской областях - между станциями Калачинская и Татарская. В вагон поезда Кисловодск- Новокузнецк с целью проверки вошли сотрудники наряда сопровождения Кузбасского УВДТ. Милиционеры обратили внимание на картонную коробку и матерчатые сумки, стоящие на второй полке над отдыхающей женщиной, представились и попросили предъявить документы. Та посчитала, что ее напрасно побеспокоили. Поэтому дальнейшие требования сотрудников выполняла неохотно, ссылаясь на то, что она инвалид второй группы и ей тяжело вставать.

Милиционеры задали законные вопросы о наличии запрещенных предметов, на что в присутствии проводника и пассажиров женщина заявила о наличии бомбы, даже двух бомб. Некоторых пассажиров это заявление повергло в шок. Одна из женщин особенно разволновалась, поскольку была свидетельницей теракта в Ессентуках, когда подорвали электричку. Не только милиционеры, но и пассажиры стали требовать, чтобы ручная кладь была предъявлена к осмотру. Никаких взрывных устройств и запрещенных к перевозке предметов проверяющие не обнаружили. Когда милиционеры приступили к оформлению документов, женщина упала в обморок. Однако находившийся среди пассажиров медик заявил присутствующим, что "бомбовладелица" имитирует потерю сознания, так как на тампон с нашатырным спиртом реагирует необычным образом. По прибытии поезда на станцию высадки представление с обмороком имело вторую серию в дежурной комнате, где шутливой пассажирке милиционеры попытались разъяснить неправильное с ее стороны заявление. Тут шутница снова сымитировала обморок - домой ее увезли на "скорой" с диагнозом "неврастения" и предложили прийти на следующий день на прием к психиатру.

Однако вместо врачей-специалистов женщина обратилась с жалобой в отраслевую газету, где утруждать себя проверкой не стали, зато живо откликнулись публикацией об издевательствах в пути, якобы допущенных милиционерами в отношении полуживого человека. Проверка показала недостоверность опубликованных сведений.

Другая история с заявлением об имеющихся у пассажира запрещенных предметов тоже обошлась без последствий - благодаря бдительности, проявленной кузбасскими милиционерами и железнодорожниками. Хотя взрываться в пути было чему...

Поезд Кемерово-Москва, сопровождаемый сотрудниками Кузбасского УВДТ, подходил к станции Владимир. В ожидании стоянки пассажиры нетерпеливо вглядывались в окна, оживленно переговаривались. Лишь один мужчина кавказской внешности выглядел угрюмым, был чем-то взволнован и одновременно подавлен - бисеринки пота блестели на висках, а на смуглом лице проступила болезненная бледность. Нервно прохаживаясь между купе, армянин что-то бормотал под нос. Сначала проводники, а затем милиционеры обратили внимание на необычное поведение пассажира и предложили пройти в штабной вагон для проверки документов, где гражданин Армении сообщил, что его преследуют враги. Обеспокоенный горец "по секрету" рассказал также о своей причастности к спецслужбе, намекая на то, его, "ценного агента", могут лишить жизни. А потому он приготовился дать отпор. Армянин вынул из-под куртки руку, в которой была зажата боевая граната с продетым в кольцо чеки пальцем. Двинь пальцем - и через 4 секунды прогремит взрыв.

Успокоив мужчину обеспечением ему, словом и делом, физической защиты, милиционеры осторожно разжали пальцы и отняли гранату. Спросили заодно, нет ли чего еще из "средств самообороны". За гранатой последовала добровольная выдача другого не табельного оружия: обреза охотничьего ружья, заряженного двумя патронами, и самодельного тесака длиною с локоть. По прибытии в столицу разоруженного "спецагента" передали коллегам из Московского УВД на железнодорожном транспорте. Задержанным заинтересовались специалисты из ФСБ. А там, возможно, и психиатрическая помощь подоспела. Но вот в пути бригаду "неотложки" из института им.Сербского ждать неоткуда. Поэтому иногда лишенных рассудка застреливают.

Это случилось на станции "Зима" где против неуравновешенного человека пришлось применять оружие. А начиналось все не так воинственно и безрассудно. Глубокой ночью на станции "Иркутск" в поезд Владивосток-Новосибирск сели четверо мужчин. Так случилось, все четверо заняли третье купе третьего вагона. Ввиду позднего времени познакомиться не успели. Трое сразу легли спать, а четвертый - иркутянин Виктор Черепанов, пенсионер от минобороны и частный предприниматель, плотно поужинал без капли спиртного. И тоже разместился - на верхней полке. Колеса ритмично убаюкивали ненавязчивым стуком, и синий ночной свет никого не мог побеспокоить.... Ночью встал с постели один из пассажиров, выпрямился и сразу получил сверху колющий удар в голову - потекла кровь. Затем выход из купе оказался заблокирован: дверь закрыта на замок и секретку - ту, что фиксирует двери, оставляя небольшую щель. На крики о помощи среагировала дежурный проводник вагона. Женщина побежала к наряду сопровождения. Поезд стоял на станции "Зима", и она знала, что сотрудники отдельного батальона ППС, сопровождавшие состав, сейчас на перроне и контролируют посадку-высадку пассажиров.

Наряд сопровождения поспешил к месту происшествия. Милиционеры приступили к переговорам. Но беседы с Черепановым, который захватил трех попутчиков в заложники, не получилось. Этот 49-летний майор, который с выходом в отставку занялся оказанием специализированных медицинских услуг (продавал населению пиявки и инструктировал клиентов при использовании кровососов), выкрикивал нечто несуразное. Требовал то представителя ФСБ, то вернуть ему жену. Говорил, что в вагоне террористы и троих он уже захватил в плен. Что вооружен отвертками, которыми проткнет любого, кто к нему приблизится. Говорил также, что везет Путину портфель с важными бумагами и обязательно довезет.... Напуганные попутчики просили о помощи.

К тому времени отправку поезда задержали. Приехала машина скорой помощи. Помогли железнодорожники - направив прожекторы на проблемное купе, немного осветили его. Милиционеры надели бронежилеты, принесли щит. Засевший на верхней полке, явно спятивший продавец пиявок контролировал секретку, держа в правой руке большую отвертку, в левой - отвертку поменьше. Никто из попутчиков покинуть купе не мог. Тогда был отдан приказ на штурм. Двери открыли.

Перед глазами бойца ОБППС при Западно-Сибирском УВДТ Черепанов замахнулся и уже направил удар отверткой в шею обмершего от страха мужчины. Первый выстрел нападающего не остановил. Хотя пуля, выпущенная из пистолета Макарова, имеет опрокидывающее свойство. Последовавшими тремя другими выстрелами опасный пассажир был застрелен. В его дипломате никакого компромата не обнаружили. Только три оставшиеся отвертки.

Только оторванный от реальности человек не знает, что обстановка, как в целом по стране, так и на объектах транспорта остается тревожной. В этой ситуации нельзя потакать "шуточкам про бомбочки" и иронизировать по поводу проявленной бдительности сотрудников УВДТ и работников железной дороги. Обеспечение безопасности на транспорте требует большого труда и ответственности. По каждому такому ЧП - глупому заявлению или несуразному, опасному поведению пассажира, особенно с последующим применением против него табельного оружия, ведется подробная между ведомствами переписка, документооборот составляет увесистые тома, ситуацию докладывают министерскому руководству. Следуют многочисленные проверки и оргвыводы. А начало всему - какой-то неуравновешенный гражданин не то слово ляпнул или дверь купе заблокировал.