Вопросы, связанные с последними событиями вокруг газового ажиотажа (намерение российской стороны поднять цену на газ - ред.), нельзя рассматривать изолированно от событий в регионе и в мировой экономике, тем более нельзя политизировать и без того неоднозначные оценки общественности в отношении наших партнеров. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пресс-конференции 3 февраля заявил депутат Национального Собрания Армении от оппозиционного блока "Справедливость", профессор Татул Манасерян.

По его словам, требование о повышении газовых тарифов следует рассматривать с точки зрения экономических факторов. "Во-первых, Россия претендует на членство в ВТО, которая поставила, в числе ряда других требований, также вопрос о повышении цен на энергоносители и сырье до уровня цен мирового рынка. Во-вторых, Россия не может требовать от одних торгово-экономических партнеров одно, а от других - другое. Это является одним из принципов международной торговли и требованием ВТО о недискриминации. И в-третьих, Россия вынуждена поднять цены на газ и на внутреннем рынке. Так что, претендовать на особый статус в данном случае считаю неуместным", - заявил армянский парламентарий.

Согласно Манасеряну, Армения должна заботиться о своих гражданах и найти пути косвенной компенсации убытков. "Правительство Армении должно было прогнозировать подобный рост и, соответственно, подготовить экономику. В критику в адрес армянского правительства можно включить и процесс формирования олигополии в сфере энергетики, что привело к созданию монопольного контроля над стратегической отраслью. Принимая во внимание неизбежный рост цен на газ, правомерно поставить под сомнение и сам процесс выполнения закона о госбюджете на 2006 год, поскольку газ, в виде расходуемой электроэнергии, присутствует во всех расчетах по себестоимости товаров и услуг", - заявил он.

"Но ситуация не тупиковая, как многим это может показаться. Надо вести активные переговоры и смело использовать политический аргумент стратегического партнерства с тем, чтобы примитивно не ожидать прямого "смягчения" новой расценки, а получить экономические дивиденды от политических инвестиций", - отметил Манасерян. При всем этом, по его словам, следует рассмотреть нынешние процессы шире - с точки зрения экономической и энергетической безопасности. "Одновременно, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что энергетика пока является одной из редких отраслей экономики, которая конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Армения, не имея нефти и газа, в то же время претендует на статус энергетически самообеспеченной страны, в первую очередь, как за счет АЭС, производящей около 35% всей электроэнергии страны, так и за счет крупных, средних и малых ГЭС, которые производят около 22% всей электроэнергии, а также альтернативных источников энергии. Все это позволяет сотрудничать с соседними странами на равных условиях", - подчеркнул парламентарий.

Манасерян утверждает, что в обозримом будущем Армения не будет испытывать энергетических проблем. "Источники энергии являются стабильными и надежными, особенно после заключения договора о передаче Мецаморской АЭС в доверительное управление России с условием своевременного обеспечения ядерным топливом. В настоящее время Армения производит на 4,6% больше электроэнергии, чем требуется для собственных нужд. Излишек электроэнергии экспортируется в Грузию, в летнее время в Иран, что компенсируется импортом электроэнергии из той же страны в зимний период. Среднегодовой избыток производимой электроэнергии оценивается в 1000 МВт. Это позволяет экспортировать 7000 МВт электроэнергии в год, что принесет в казну примерно $190 млн. Если учитывать, что средняя цена за один 1 кВт/час составляет 2,8 цента, то это составит 80% товарного экспорта страны", - отметил он.

Систему коммуникаций Армении, связывающих ее с соседними странами, армянский депутат назвал недостаточно развитой. По его словам, она служит решению локальных задач. Между тем, по словам Манасеряна, существует достаточный потенциал, позволяющий использовать данную систему для реализации общерегиональных проектов, в том числе создания единой региональной энергосистемы. "В настоящее время, помимо удовлетворения собственных нужд, Армения играет активную роль в регионе, поставляя электроэнергию в Нагорный Карабах, Грузию, Иран. Рассматривается возможность поставки электроэнергии в две другие страны - Азербайджан (Нахичевань) и Турцию. Учитываются также возможности импорта сравнительно дешевого электричества из Туркмении, посредством транзитного обмена Иран-Армения-Грузия, Армения-Грузия-Турция. С той же целью планируется усиление коммуникации Армения-Иран с одновременным развитием межсистемного транзита Центр-Юг. Второе вероятное направление - Юг Грузии", - резюмировал Манасерян.