С начала летних каникул в подразделения по делам несовершеннолетних Западно-Сибирского УВДТ стали доставлять безнадзорных детей, летний отдых которых не организован. Путевки в детские лагеря стоят дорого, более 5 тысяч рублей, поэтому некоторые родители предпочитают, чтобы ребенок сам себе находил занятие или какую-либо работу. Как сообщил корреспондент ИА REGNUM, в результате многие безнадзорные дети доставлены в ОДН линейного ОВД на станции Новосибирск за бродяжничество и бесцельное хождение в зоне повышенной опасности, какой считается железная дорога.

Старший инспектор Игорь Дроздов выявил двух мальчиков - Мишу З., 11 лет, и Женю З., двумя годами старше. Оба друга пропадали днями и ночами у игровых автоматов на вокзале Новосибирск-Главный. Матери мальчиков дают им деньги на игры - и с глаз долой. Когда средства заканчиваются, оба подростка едут на разъезд "Иня" к знакомой девочке Наташе. По приезду она приносит из дома палатку, мальчики ее раскидывают в лесу и живут в ней, питаясь чем и как придется. Родители юных "робинзонов" вызваны на беседу в "детскую" комнату милиции для предупреждения - летнее время детей, особенно малолетних, должно быть организовано, а не брошено на произвол.

Одного из подростков, подрабатывающих попрошайничеством, инспектор Валентина Хрупова доставила в оперативный кабинет, как "старого знакомого", на которого составляла протокол в прошлом году. В ходе дознания выяснилось, что подросток подрабатывает у часовни, символизирующей центр России. Поджидая свадебные кортежи, 15-летний Андрей К. просит у брачующихся пар милостыню. Попрошайка проживает с 17-летним братом и 18-летней сестрой в новосибирском селе Барлак, куда прибыли вместе с отцом из Читинской области. Отец с супругой развелся, детей забрал. А недавно их покинул, устроившись на работу токарем-фрезеровщиком в другом месте. Папаша изредка навещает брошенных чад, денег на жизнь не дает, приговаривая, что они уже взрослые, сами могут заработать на пропитание.

Встречаются дети, брошенные родителями совсем. Так, с перрона вокзала инспектор Светлана Стратенко доставила в кабинет неприкаянного подростка, назвавшегося Колей Монатьевым. Подросток рассказал удивительные вещи из своей биографии. В младенчестве его оторвали от дома. В Томске родители развелись - отец ушел из семьи, прихватив в странствования по жизни не только тревожный чемоданчик, но и трехлетнего Колю. И до 16 лет подросток был с отцом, который мотался по "бермудскому" треугольнику городов Западной Сибири: Томск - Красноярск - Новосибирск. Отец и сын, в основном, попрошайничали. Папа разгружал вагоны, собирал бутылки. Жили в подвалах, в брошенных вагончиках, ночевали на вокзалах. Недоедание способствовало тому, что подросток выглядит как 12-летний. У него нет никаких документов. В школе не был ни одного дня. Но грамоте мальчик обучен. В роли педагога выступила женщина-бомж, одно время проживавшая с ними в одном подвале. За то, что ей зимой уступили место на теплой трубе отопления, она занялась преподаванием русского языка. Обучаясь на клочках газет да по разным обрывкам с картонных упаковок, Коля запомнил алфавитный набор и научился выводить сносные каракули. Принцип написания выбрал фонетический: как слышится, так и пишет. В протоколе расписался довольно удовлетворительно фразой, которую здесь выводят все доставленные безнадзорные дети: "С моих слоф записано верна". Затем в ходе беседы выяснилось, что и отец научил сына кое-чему - курить и пить спирт. Грамотного беспризорника направили в приют, где ему в первую очередь восстановят документы.

Другие отцы дурными примерами прямо толкают своих сыновей под колеса поездов. По сообщению инспектора Тамары Якуниной, в комнату милиции на вокзале Новосибирск-Западный охранники железной дороги доставили двух ходоков - мальчиков Мишу, 11 лет, и Славу, 15 лет. Оба шли по путям главного хода Транссиба, преодолевая расстояние между остановочными платформами "Жилмассив" и "Левая Обь", чтобы искупаться в котловане. Вызванные отцы, один из них работает водителем, второй - охранником, очень удивились, что сыновей доставили в милицию за хождение в неположенном месте. Один так и заявил, что в детстве сам ходил купаться этой дорогой и даже ставил рекорды - полтора часа проходило, прежде чем он успевал отпрыгнуть в сторону от мчащегося поезда, подающего сигналы большой громкости. Оба отца оштрафованы, но, покидая милицию, заверили, что дети будут ходить этой опасной дорогой, ничего с ними не случится.