Пять вопросов Южной Осетии для Еврокомиссии
Грузия, 12 июня, 2004, 14:44 — ИА Регнум. Средства массовой информации опубликовали заявление Еврокомиссии, в котором выражается озабоченность "в связи с препятствиями, созданными властями непризнанной республики Южная Осетия завершению начатого правительством Грузии восстановлению железнодорожной ветки Гори-Цхинвал".
Далее авторы заявления напоминают осетинской стороне о принятых в 2001 году обязательствах в рамках Второй реабилитационной программы Евросоюза. В документе отмечается, что Евросоюз поддержал данный проект, считая его воплощение важным шагом, который будет содействовать свободному передвижению людей и грузов, что необходимо для мирного процесса.
Одновременно с данным заявлением, грузинские официальные источники распространили сообщение, что юго-осетинская сторона препятствует восстановлению железнодорожной линии. Корреспондент ИА REGNUM за разъяснениями обратился в члену СКК от Юго-Осетинской стороны Леониду Тибилову и выяснил следующее:
"Согласно "Платформе для Соглашения между сторонами в связи с некоторыми совместными действиями в рамках Программы ЕС по реабилитации", подписанной 12 июля 2000 года руководителями Правительств Грузии и Республики Южная Осетия, при присутствии представителей ОБСЕ и Европейской Комиссии, Грузинская сторона в лице ООО "Сакартвелос Ркинигза" обязалась в течение трех месяцев выполнить реабилитационные работы на указанной линии железной дороги, т. е. это должно было пройти задолго до подписания "Соглашения между Правительством Грузии и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев".
Юго-Осетинская сторона свои обязательства по производству ремонтно- восстановительных работ на железнодорожной станции в г. Цхинвал выполнила в полном объеме. Здание Цхинвальской железнодорожной станции полностью восстановлено еще в 2001-2002 годах назад. Данное обстоятельство говорит о том, что Югоосетинская сторона в существующей стабильной обстановке была готова к осуществлению всего проекта. Несмотря на то, что Еврокомиссия действительно представила финансовые средства ООО "Сакартвелос Ркинигза", необходимые для покрытия расходов в связи с реабилитацией железнодорожной линии Гори-Цхинвал, а также строительные материалы, в частности, 8 000 тыс. единиц бетонных шпал, 540 тонн рельсов Р-50, восстановление железной дороги по неизвестным нам причинам не осуществлено в указанные в программе сроки.
В связи с вводом в зону грузино-осетинского конфликта 31 мая подразделений внутренних войск МВД Грузии, групп специального назначения и тяжелой техники, произошло резкое обострение ситуации в Республике. Осуществление полной транспортно-экономической блокады Республики Южная Осетия, ее народу, приостановление перемещения всевозможных товаров первой необходимости в Республику и из нее также послужили фактором, усугубившим обстановку. Из заявления Еврокомиссии следует, что гуманные европейцы заботятся о свободном передвижении людей и грузов, а руководство Осетии выступают против человеческих контактов и мирного процесса" - сообщил член СКК Леонид Тибилов.
Он отметил, что к авторам заявления возникает ряд весьма серьезных вопросов:
"Первое. Они сами признают - и это зафиксировано в документах - что восстановление железнодорожного сообщения между Южной Осетией и Грузией было предусмотрено Второй программой ЕК, подписанной в июле 2000 года. Тогда грузинская сторона взяла на себя обязательство в трехмесячный срок провести все необходимые работы. С тех пор прошло не то что три месяца, но скоро будет три года, а работы с грузинской стороны так и не были начаты. Почему? Напомним, что речь идет всего лишь об участке, железнодорожного полотна, протяженность которого, по грузинским источникам, не превышает 600 метров.
Второе. Если Еврокомиссия и Грузия так заботятся о свободном передвижении людей и грузов, признавая его необходимость для мирного процесса, о чём Юго-Осетинская сторона не раз заявляла на многих уровнях, то почему Грузия объявила полную экономическую блокаду Южной Осетии и осетинским селам, расположенным дальше с. Тквиави, куда не пропускается продовольствие? Почему грузинские силовые структуры, в нарушение всех ранее подписанных соглашений выставленные в с. Тквиави конфискуют продукты питания, провозимые для жителей указанных осетинских сел?
Третье. Почему Еврокомиссия не поднимала вопрос реализации проекта восстановления железнодорожного сообщения в течение предыдущих трех лет, прошедших со дня подписания и почему не реагировала на невыполнение Грузией взятых на себя обязательств в рамках Второй программы?
Четвертое. Где в течение трех лет находились финансовые средства, выделенные Еврокомиссией и есть ли гарантия, что в течение этого времени данные средства не использовались в непредусмотренных программой целях?
Пятое. Если Грузия проводит политику полной экономической самоизоляции от Южной Осетии и если препятствует "свободному, - как говорят авторы заявления, - перемещению людей и грузов" по существующим транспортным коммуникациям, то почему Еврокомиссия полагает, что именно на железной дороге для людей и грузов грузинская сторона сделает особое исключение и не будет препятствовать их свободному перемещению? Заявление Еврокомиссии является тенденциозным, необъективным документом, ничего общего не имеющим с теми целями, которые декларирует эта организация".