Нынешний этап урегулирования нагорно-карабахского конфликта претерпел много изменений в сравнении с прошлыми годами, в частности, активизировалась роль европейских структур, - заявил в ходе семинара, посвященного карабахской проблематике, советник президента Нагорного Карабаха по внешнеполитическим вопросам Манвел Саркисян.

По его словам, если раньше представители европейских структур, в том числе, докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху Терри Дэвис, спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Хейки Талвитие и спецпредставитель председателя ПА ОБСЕ в Нагорном Карабахе Горан Ленмаркер избегали прямых контактов с карабахской стороной, то сегодня началось "настоящее паломничество" представителей евроструктур в Степанакерт.

Саркисян также отметил, что сегодня активно говорят о неэффективности работы МГ ОБСЕ, в частности, в сфере прав человека. Единственным плюсом работы этой организации остается сохранение режима перемирия. Касаясь роли ЕС в процессе урегулирования конфликта, советник отметил, что "ЕС утверждает, что не может заменить работу МГ ОБСЕ. Возможно, что МГ ОБСЕ работает плохо, но это две различные организации, и как будет развиваться процесс трудно предугадать". Пассивность же российской стороны в процессе урегулирования карабахский представитель увязал с согласованностью позиций Москвы с европейскими структурами в вопросе общей региональной безопасности.

В то же время он с сожалением отметил, что Армения до сих пор не выдвинула какой-либо концепции по Нагорному Карабаху - "вхождение в состав республики или признание независимости". "Мы каждый день становимся очевидцами психологического ущерба от не уточненной позиции Армении. Задача Армении - статус Карабаха и безопасность местных жителей, а переговоры с Азербайджаном мы можем вести и сами, так же как предложить определенные точки зрения", - заявил Манвел Саркисян.

В свою очередь, лидер Демократической партии Армении Арам Г. Саркисян отметил, что на данный момент существует 6 вариантов урегулирования карабахского конфликта: политический (зашел в тупик), юридический (отвергнут азербайджанской стороной), путем экономической интеграции, военный (отвергаемый мировым сообществом, грозящий перерасти в региональную войну с участием не только стран Южного Кавказа), сохранение статус-кво, создание союза региональных стран, схожей с ЕС.

"Азербайджан не принимает ни один из указанных этих вариантов, наставая на возможности переговоров только после возвращения Арменией территорий. Необходимо вести контрполитику, поскольку мировое сообщество осведомляется о нагорно-карабахской проблеме больше с азербайджанской стороны, результатом чего и является классификация Армении как агрессора", - заявил армянский парламентарий.