10 июня по инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) пройдет первый этап Всероссийской акции протеста профсоюзов. Акция пройдет под лозунгом "Нет наступлению на социальные права и интересы трудящихся и населения".

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ФНПР, основная цель акции - добиться от властей отзыва из Государственной Думы правительственных законопроектов, серьезно затрагивающих интересы трудящихся и фактически демонтирующих систему государственных социальных гарантий, сложившуюся в России с 1991 г. В числе этих законопроектов - проекты закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о внесении изменений в Налоговый кодекс (предусматривающий снижение ставки ЕСН), проект Жилищного кодекса, пенсионная реформа, готовящийся проект закона о замене льгот компенсационными выплатами и другие.

По мнению профсоюзов, в случае принятия этих законов государство фактически перестанет быть гарантом в социальной сфере. Субъекты федерации и работодатели смогут устанавливать минимальный уровень заработной платы и социальных пособий без оглядки на федеральное законодательство.

Еще одна проблема, требующая немедленного вмешательства-государства - невыплаты заработной платы.

"Мы выступаем против ликвидации гарантий на федеральном уровне по целому ряду проблем, связанных с оплатой труда", - заявил заместитель председателя ФНПР Алексей Суриков, выступая на пресс-конференции в Москве 8 июня. По его словам, профсоюзы протестуют против планов Правительства изъять из Трудового кодекса ст. 133, согласно которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, и ст. 421, предусматривающую, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливаются именно федеральным законом. Ликвидируя государственные гарантии установления минимальной заработной платы в стране, Правительство "отпускает эту проблематику в свободное плавание" и оставляет ее на произвол региональных властей и работодаетелей, отметил он.

Помимо этого профсоюзы обеспокоены инициативами Правительства в области оплаты труда работников на северных территориях, применительно к которым федеральный центр пытается снять с себя функцию государственных гарантий, отдав вопросы оплаты труда на откуп местным бюджетам.

А.Суриков также заявил, что позиция ФНПР по вопросу о замене льгот денежными выплатами состоит в том, "форма льготы - денежная или неденежная - должна быть ориентирована на того, кто ею пользуется. Если ему удобнее денежная выплата, то она должна быть адекватна той, которая установлена для неденежных льгот".

Как отметила председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова, в настоящее время только последний вопрос - единственный из всего узла проблем активно обсуждается, в средствах массовой информации. В связи с этим она подчеркнула важность открытой дискуссии по всему спектру предложений Правительства и опасность принятия келейных решений по столь значимым вопросам.

"Если бы по вине Правительства в последние полгода не был прерван переговорный процесс власти с профсоюзами и работодателями, то на стадии подготовки этих законопроектов можно было бы избежать многих недоразумений и противоречий, используя механизм Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, - отметил А.Суриков. - По сути Правительство, внесло целый ряд законопроектов за спиной профсоюзов, нарушив 11 статью закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Эта статья предусматривает, что законопроекты, касающиеся социально-трудовой тематики и затрагивающие интересы трудящихся, должны учитывать мнение профессиональных союзов". Тот факт, что данные законопроекты не прошли обязательную процедуру согласования на РТК, по мнению профсоюзов, дает возможность впоследствии обжаловать их в Конституционном суде.

По его словам, в декабре 2003 г. работа Трехсторонней комиссии была парализована в связи с реогранизацией Правительства. Формирование правительственной стороны завершается только сейчас, причем координатором Комиссии в целом назначен вице-премьер Александр Жуков, а координатором правительственной стороны - министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Первое заседание Российской Трехсторонней комиссии в обновленном составе состоится, ориентировочно, 25 июня, причем профсоюзная сторона намерена вынести для обсуждения на нем те самые законопроекты, которые волнуют как профсоюзы, так и население страны.

"Если власть опять нас не услышит, как не услышала по итогам первомайской акции профсоюзов, - резюмировал А.Суриков. - Мы будем вынуждены начать подготовку второго этапа коллективных действий профсоюзов. Предварительно мы планируем этот этап в форме общероссийской предупредительной забастовки осенью этого года". Решение о переходе к забастовочным действиям будет приниматься с учетом итогов акции 10 июня и того, как будет развиваться переговорный процесс в рамках Российской Трехсторонней комиссии, пояснил он.

В данный момент о поддержке акции и намерении принять участие в ней заявили многие профсоюзы, не входящие в ФНПР, Фонд "Чернобыль" и другие организации. С заявление в поддержку позиции организаторов акции выступил председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев. Ряд партий также изъявили желание участвовать во Всероссийской акции, однако в этом случае профсоюзы намерены проявить осторожность. а также некоторые партии. "Ненужная политизация не должна изменять экономический характер наших требований", - пояснил А.Суриков.

Справка: Последний раз Всероссийская акция протеста профсоюзов проводилась в 2000 г. и была направлена против правительственного проекта Трудового кодекса. Как сообщил А.Суриков, пик протестных акций в России пришелся на 1997-98 гг. С тех пор обстановка значительно разрядилась, однако "всплеск законопроектной активности Правительства", по его словам, снова вынудил профсоюзы прибегнуть к столь сильному средству как акция всероссийского масштаба.