Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем интервью официальному сайту нижней палаты парламентавысказался о том, что Государственная дума могла бы участвовать в назначении министров. Соответствующие изменения могли бы быть внесены в Конституцию РФ.

«Было бы целесообразно — подчеркну, на мой взгляд — дополнительно рассмотреть вопрос участия Госдумы в формировании правительства РФ», — цитирует Володина сайт Госдумы.

По его словам, это логичное продолжение реализации нормы ежегодного отчета правительства перед депутатами.

По Конституции, Госдума участвует только в назначении премьер-министра — депутаты могут дать согласие на предложенную президентом кандидатуру. При этом членов правительства премьер-министр назначает самостоятельно, без дополнительных консультаций.

«Президент РФ принимает решение о составе правительства по представлению председателя правительства, но без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатура», — считает Вячеслав Володин.

Однако, отмечает он, правительство осуществляет исполнительную власть как коллегиальный орган.

«В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Госдума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию», — заявил Вячеслав Володин.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее Вячеслав Володин предложил поправки в Конституции, по его мнению, целесообразно расширение полномочий Федерального Собрания, в первую очередь в вопросах парламентского контроля правоприменения.

«Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил участие палаты в формировании правительства. Многие нехорошо возбудились по этому поводу, однако совершенно напрасно. Просто напомню, что в период кризиса 1998−1999 годов именно призыв в правительство Евгения Примакова депутат Юрия Маслюкова, опытного промышленника, позволил предотвратить окончательный развал индустриального потенциала страны и «запустить» обратный процесс — его восстановления. Так что опыт парламентского участия в настройке исполнительной вертикали у нас имеется и он положительный.

Конечно, есть «парламентский час», есть отчёт премьера перед Государственной Думой — по инициативе Владимира Путина, напомню, была введена такая практика. Возможно, этого стало недостаточно. Как показал опыт выполнения «майских указов» 2012 года, к кабинету министров мину имеется ряд неприятных вопросов по компетенции и эффективности. Так вот, почему бы теперь, в период имплементации «майского суперуказа» 2018 года, эти вопросы не снять, фактически усилив кабинет министров дополнительной стимуляцией со стороны представительного органа власти?», — отмечает на своей странице в социальной сети генеральный директор Центра Политической информации (ЦПА) Алексей Мухин.

В свою очередь политолог Дмитрий Фетисов отмечает, что «некоторые уже поспешили обозначить это интервью как попытку намекнуть на необходимость изменения Конституции, речь там совсем о другом. А именно об обеспечении механизмов работы поправок в Конституцию от 2008-го года».

«Изменения в Конституцию, действительно, повысили ответственность правительства и власти в целом. И участие ГД в работе по формированию правительства было бы целесообразным. Уже при нынешнем созыве ГД существенно возросло взаимодействие Думы и правительства. Детализация норм отчета правительства перед ГД — мера, которая напрашивалась уже давно. И именно сейчас законодательное введение таких норм наиболее оптимально, — подчеркивает политолог, — При этом Володин не настаивает на каком-то конкретном формате участия ГД в формировании Правительства, а всего лишь озвучивает возможные варианты таких форматов, которые требуют дальнейшего обсуждения».

«О полезности баланса в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти знают все или почти все. Эффективность институтов государственного управления, качество госуправления необходимо поднимать, чтобы не оказаться в роли отстающих. Госдума должна участвовать в формировании правительства не только в рамках процедуры дачи согласия президенту при назначении председателя правительства. Депутаты обязаны нести солидарную с правительством ответственность за итоги его работы, а это невозможно без участия в консультациях по кандидатурам министров и возможности внесения альтернативных предложений. Изменения в Конституции в интересах развития представительной демократии не самоцель, а инструмент развития. Таково мое личное мнение. Ниже можно ознакомиться с мнением председателя Госдумы», — высказывает свое мнение политтехнолог Константин Калачев.

«Вячеслав Володин конкретизировал свои предложения по совершенствованию Конституции. Сразу стоит уточнить, что речь не идёт об изменении базовых положений. Дословно — «они незыблемы». Что же конкретно предлагается? Во-первых, усиление роли Госдумы в формировании правительства. Как минимум, в формате участия в консультациях при назначении членов кабмина, предполагающем альтернативную позицию нижней палаты парламента или его мнение по кандидатурам, — пишет политолог Антон Хащенко, — Во-вторых, детализация норм отчетов правительства перед парламентом по вопросам, поставленным Государственной Думой, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств. Иными словами, речь ведётся об обеспечении баланса в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. О чем, собственно, напомню, и писал в октябре прошлого года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Нужны ли нам такие изменения? Ответ в общем-то очевидный, по крайней мере, для сторонников сильного института представительной власти. Является ли это попыткой перехода к парламентской республике (во избежание инсинуаций)? Нет. Иначе это предполагало бы, как минимум, сокращение полномочий президента.

«Разговор исключительно о совершенствовании системы сдержек и противовесов. Причём, в развитие логики тех изменений, которые были закреплены в Конституции ещё в далёком 2008 году и устанавливали нормы обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами о результатах своей деятельности», — считает эксперт.

«Снова Володин и Медведев выступают синхронно, будто сговорившись. Володин в интервью сайту Госдумы высказался за то, чтобы Госдума «как минимум участвовала в консультациях при назначении членов Правительства» и президент, принимая «решение о составе Правительства по представлению Председателя Правительства», имел возможность «опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам» министров и вице-премьеров», — отмечает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов, — В это же самое время Медведев в интервью сайту «Будущее России. Национальные проекты» напоминает про персональную ответственность тех самых министров и вице-премьеров за достижение целевых показателей: «Это личная ответственность на каждом уровне. Мы сейчас формируем персональные показатели для вице-премьеров и министров. Чтобы у них перед глазами был внятный перечень того, за что они отвечают. То есть не только в целом за развитие той или иной отрасли, как раньше. А каких именно конкретных цифр им нужно достичь».

«Тут можно вспомнить и о том, что в недавнем Послании фактически прозвучало предупреждение, что выводы об эффективности работы отдельных министров и вице-премьеров могут быть сделаны еще до выборов в следующую Госдуму: «Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведём первые итоги работы по национальным проектам. И сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти», — подчеркивает политолог.

Читайте ранее: Володин: Госдуме следует участвовать в формировании правительства