Беспрецедентный случай в истории парламента Латвии: на сегодняшнем пленарном заседании депутата оппозиции - Владимира Бузаева - сначала лишили слова, отключив микрофон, а затем и вовсе потребовали выдворить из зала, запретив посещать шесть ближайших пленарных заседаний. Подобная реакция последовала при обсуждении запроса представителей объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) и Социалистической партии по поводу участия вооруженных сил Латвийской Республики в оккупации Ирака.

Вначале запрос поддержал депутат от ЗаПЧЕЛ Николай Кабанов: "Вопрос пребывания наших войск в Ираке поднят, когда весь мир шокирован фотографиями, запечатлевшими, как американские военные пытают и издеваются над иракскими заключенными. В истории известны многие случаи, когда безжалостно обходились с военнопленными, но в Ираке это еще и связано с сексуальными извращениями, причем оккупанты хвалятся своими надругательствами, даже размещают эти фото и видео в Интернете". Депутат напомнил, как министр обороны США публично извинился перед иракскими военно-пленными, но, по словам Кабанова, господину Рамсфелду следовало бы извиниться и за уничтожение как тысячи мирных жителей Ирака во время одной из недавних бомбардировок, так и Багдадского музея с его тысячелетними ценностями, а также за колоссальный экологический, экономический и демографический вред, нанесенный этой стране. "Год назад президент США Джордж Буш официально объявил об окончании войны в Ираке, - продолжил Кабанов. - Но за этот год американских военных и их союзников там погибло больше, чем в ходе непосредственно военной операции по оккупации страны". Депутат напомнил о трех зонах влияния в Ираке - курдов, суннитов и шиитов, добавив, что ближе всего к американцам - курды: "Однако и они требуют по возможности быстрейшего вывода оккупационных войск, а на территориях, которые контролируют сунниты и шииты, происходит безжалостная партизанская война без каких-либо правил". "Что в этом государстве забыли латвийские парни - военные Национальных вооруженных сил? - задался вопросом Кабанов. - Войска США оккупировали страну, в которой в действительности не было никакого оружия массового уничтожения, и которая не угрожала Соединенным Штатам - сегодня это признали даже ближайшие сподвижники президента Джорджа Буша. Фракция ЗаПЧЕЛ считает происходящее в Ираке настоящей агрессией и гуманитарной катастрофой, и просит Сейм поддержать инициативу по выводу оттуда латвийского контингента".

Против выступил экс-командующий Национальными вооруженными силами ЛР Юрис Далбиньш (Народная партия): "Наши военные пункт за пунктом выполняют мандат, данный им Сеймом при отправке в тот регион: выполнять миссию по поддержанию мира. Они не ввязываются в военные действия против иракцев, да и не все иракцы в Армии Махди, и не все иракцы желают, чтобы их страна продолжала путь, что был во времена Саддама. Иракцы, которые не желают подобного развития событий, призывают, чтобы были установлены мир и порядок, и обуздана Армия Махди, в которой в основном экстремистско-настроенные и уголовно ориентированные лица". По словам Ю. Далбиньша, латвийские военные занимаются не военными задачами, а помогают освоить около 2 млн. долларов США: под ремонт школ, больниц, и сотрудничают с местным лидерами в освоении этих денег. "Что касается проблем, которые американцы себе сами создали в связи с пытками и неправильным отношением к пленным, то они и справятся с ними сами, - уверен бывший командующий. - Своими же парнями мы можем только гордиться: за их службу, боевые качества и способностью выполнять задание, которое им доверили".

Серьезным испытанием для парламентского большинства стало появление на трибуне Владимира Бузаева (ЗаПЧЕЛ): "Я уже много высказывался по данному вопросу, в том числе и на парламентской комиссии по запросам, отклонившей наш запрос. Кстати, в комиссии ястребы войны оказались в явном меньшинстве: большинство ее членов при голосовании воздержались. Но то, что в позиции по Ираку мы совершили серьезную ошибку, народ понимает лучше политиков. Все опросы общественного мнения однозначно показывают: большинство населения, в том числе и граждан Латвии и латышей, однозначно за скорейший вывод из Ирака наших войск, и снова, как во времена горбачевской перестройки, возникло движение солдатских матерей. Колеблются даже самые стойкие американские союзники. И, в случае неправильных действий Министерства иностранных дел, мы рискуем остаться там последними, когда из зоны полномасштабных военных действий уйдут и сами американцы, не зарезервировав для наших солдат даже место на последнем отчалившем десантном корабле. Формально декларируемая цель нашей внешней политики - полноценное участие в ЕС и НАТО - не соответствует нашим фактическим действиям. Обе эти организации не поддержали оккупацию Ирака, а наиболее влиятельные европейские государства - члены этих союзов, были и остаются категорическими противниками оккупации. Когда мы неизвестно за что рискуем жизнями наших солдат - это явно не отвечает национальным интересам Латвии, и на примере Испании мы видим, как военные действия в любой момент могут быть перенесены и на нашу территорию.

Готовы ли мы к отражению атак профессиональных террористов, показавших свою силу в столице мира - Нью-Йорке? Вопрос риторический. Наши правоохранительные органы абсолютно беспомощны. И я попробую это доказать на близких мне лично примерах. Не секрет, что Полиция безопасности осуществляет за мной постоянную слежку, как за одним из активистов Штаба защиты русских школ. Но делает она это чрезвычайно топорно. К примеру, когда я после встречи с избирателями последовал за двумя незаконно задержанными подростками - вначале в передвижную тюремную камеру, стоящую по странному совпадению у памятника Свободы, а затем и в стационарный полицейский участок - моя "тень" из Полиции безопасности материализовалась, попросив меня сказать несколько слов в микрофон, мол, что я оказался за решеткой добровольно. После этого я замечаю того же офицера на всех наших акциях, и раскланиваюсь, как с добрым соседом. То он руководит поиском бомбы, якобы заложенной в здании, где происходил Конгресс защитников русских школ, то снимает для истории всех участников процесса по делу господина Петропавловским (активист Штаба - ИА REGNUM). То, вынув фото с лицами еще дюжины депутатов, полицейский пытается задержать меня на улице прямо у здания суда Центрального района. Если с такими оперативными навыками попытаться внедриться в арабскую общину, которая скоро появится на территории Латвии, ваш охладевший труп найдут в канаве в первые же сутки такой попытки. Представляю себе, как методы, используемые полицией против Штаба защиты русских школ, будут применены против засланной на территорию Латвии и затерявшейся среди иммигрантов боевой группы Аль - Каеды".

На этом месте Бузаева настоятельно попросили не отклоняться от темы и говорить по существу. С чем последний не согласился и продолжил свою мысль, однако безрезультатно - председатель Сейма Ингрида Удре после непродолжительной перепалки с оратором отключила ему микрофон. Но и после этого Бузаев трибуну не покинул, пытаясь закончить выступление уже без помощи усилителей и динамиков. Тогда спикер предложила проголосовать за удаление его вообще из зала заседаний, что без проблем поддержало правящее большинство, и был объявлен перерыв. Когда он закончился, выяснилось, что Бузаев по-прежнему в зале - все это время он оставался на месте в окружении коллег по фракции, причем их нервное обсуждение очередного наезда на свободу слова напоминало со стороны круговую оборону. Напряжение явно нарастало - в зале появились высокие крепкие ребята в строгих костюмах и с микрофонами в ушах, а гостевые трибуны битком заполнил околопарламентский люд - поглазеть, как будут выволакивать на улицу строптивого оппозиционера. Но до этого дело не дошло. Спикер нашла выход: она вновь запустила машину голосований - на этот раз, чтобы в наказание лишить Бузаева права посещения уже шести пленарных заседаний, большинство ее вновь поддержало, после чего пленарное заседание закрыли, объявив перерыв уже до следующей среды.

По регламенту после пленарного заседания депутаты озвучивают мнение фракций в прямом эфире Латвийского радио. Воспользовавшись этой возможностью, Владимир Бузаев закончил свое выступление, прерванное правящим большинством: "В апреле в Полицию безопасности на профилактическую беседу вызывали руководителей национальных славянских организаций, участвовавших в уже упомянутом Конгрессе защитников русских школ. Всего таких организаций было 33, то есть, практически все что-то значащие в русскоговорящей среде. И все они поддержали как требование немедленной отмены образовательной реформы, так и грядущие уличные акции протеста. Руководителям организаций, которые специализируются на поддержании детских хоров и танцевальных ансамблей, задавали каверзные вопросы о подрывной антигосударственной деятельности. Тем, кто у нас трудится в Полиции безопасности, я не доверил бы не то что бороться с международным терроризмом, но и пол подметать в своей квартире. Правда, в последнее время они сменили тактику: внимательно прочтя список 33 организаций, выделили из них те, в которых встречается слово "молодежный", взяли в Регистре предприятий списки учредителей, одели устрашающего вида камуфляж, набились для храбрости впятером в одну машину, и стали этих учредителей по одному объезжать, ногами стуча в двери квартир. Уровень пьяного шерифа XIX века где-нибудь в штате Айдахо. Вы думаете, такие полицейские могут защитить нашу страну от террористических угроз в ответ на наше участие в войне в Ираке? Или возьмем деятельность государственной полиции при расследовании наших февральских и апрельских акций протеста против реформы образования. Председателя фракции ЗАПЧЕЛ Якова Плинера полиция назначила ответственным за несанкционированное шествие 16 апреля, а меня - за штурм школьниками Кабинета министров 15 апреля. А почему не наоборот? Из собранных нашими правоохранительными органами материалов понять глубокую полицейскую логику абсолютно невозможно. Такие защитники национальной безопасности обязательно примут движение Хамас за воскресный кружок изучения Корана, а святого Августина - за Бен Ладена.

Один из примеров полицейских ляпов - это суд над евреем, родившимся в ссылке в Сибири, депутатом Рижской думы Гильманом. Он назначен полицией и судом ответственным за февральские акции против реформы лишь потому, что уведомил о них в письменном виде исполнительного директора Риги. Более того, он назначен и главным фашистом страны, ибо оштрафован на сто латов за использование, якобы, нацистской символики. Хотя при организации конкурса на это звание претендентов оказалось бы чрезвычайно много. И отнюдь не из среды противников реформы образования. Ибо основной наш лозунг последних дней: "Русскую школу ногами пиная, помни, фашист, про 9 мая!" Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу. Наши правоохранительные органы не готовы к отражению подлинных террористических атак. При этом на первый план должны быть выдвинуты профилактические мероприятия, уменьшающие возможность таких угроз. И наиболее успешным таким мероприятием, безусловно, является быстрейший вывод наших войск из Ирака". К этому вопросу Сейм Латвии вернется в будущую среду, но уже без Бузаева.