ИА REGNUM сообщил о завершении истории с приобретенным для ликвидации "Размыва" в петербургском метро (длиной 1,6 км) итало-шведским концерном Impregilo/NCC горно-проходческим комплексом "Виктория". Как известно, стоимость щитового комплекса "Виктория" - 13 млн. долларов. Сегодня он должен быть продан петербургскому "Метрострою" за 0,5 млн. долларов.

Комментируя это сообщение ИА REGNUM, московский специалист в области горно-проходческих работ высказал сомнение, что приобретение щита "Виктория" было изначально экономически эффективным. Он заявил: "До этого щит уже прошел порядка 2-2,5 километров тоннелей. Можно предположить, что кто-то на западе удачно сделал бизнес и нам "впарили" сэконд хэнд. Аналогичную отечественную машину в России могли изготовить в 2 раза дешевле, а точнее за 7-7,5 млн. долларов (разработки Ясиноватского машиностроительного завода). Как сообщает член экспертной комиссии, участвовавший в обсуждении этого вопроса на заседании Президиума научно-технического совета Госстроя России, применение российской техники даже не рассматривалось.

Совершенно понятно нежелание "Метростроя" брать на себя эту обузу, но заявления, подобные заявлению генерального директора "Метростроя" Вадима Александрова, что "специалистам компании могут пригодиться отдельные узлы и механизмы комплекса", мягко говоря, выглядят неубедительными, так как основная ценность этого оборудования заключается в его комплексном использовании. "Отдельные узлы" за полмиллиона долларов - это выше всякой логики.

Заказ подобного горнопроходческого комплекса под такой незначительный объем работ (1600 метров) у иностранной фирмы с самого начала был неоправдан с точки зрения экономической и стратегической: средства не вкладывались в разработку отечественных технологий и так далее, хотя наши технологии широко используются на западе, а у нас в загоне. Если в 2001 году приобретение этого щита могло скрывать обычную коррупционную схему с "откатом", то сегодня уже непонятно, что надо снова скрывать, ради чего вновь "продавать" этот комплекс, который "Метрострой" явно не может использовать так, чтобы окупились затраты на его приобретение".