Возможное объединение Александринского театра в Петербурге и Волковского театра в Ярославле, на котором настаивает министерство культуры, станет опасным прецедентом. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявила театровед, критик и создатель «Петербургского театрального журнала», профессор Марина Дмитревская.

Напомним, общественность Ярославля уже выступила резко против слияния, в то время как художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли поддержал эту идею, как и худрук Александринки Валерий Фокин.

«Мне кажется, что любые объединения, укрупнения, оптимизации, «совнархозы» по советскому принципу укрупнения — только во вред. Из того, что я читала, ни о чем, кроме освоения новых бюджетных земель, не говорят, никто не произносит ни слова о творчестве. Странно также, что несколько лет назад, когда Валерий Фокин выступал с такой идеей, ярославцы выступали против. Подозреваю, что сейчас Евгений Марчелли озабочен тем, как сработаться с новым директором и поэтому ищет защиты у Фокина в этом объединении», — сказала Дмитревская.

Министр культуры Владимир Мединский объявил о слиянии театров как о свершившемся факте 27 марта, после чего уже 28 марта подписал распоряжение о создании на базе двух учреждений «Первого национального театра России». По мнению Дмитревской, есть риск возникновения крайне опасного прецедента.

«А что будет после? А после Первого национального ждите Первый Художественный, концерн имени Моссовета и Ленсовета, конгломерат Большого и Малого. А в регионах только дайте чиновникам возможность — они сольют и укрупнят всё, так удобнее пилить бюджет. Поэтому Фокин и Марчелли поступают крайне эгоистично, недальновидно и нетворчески. Марчелли на собрании труппы Волковского театра говорил исключительно о сильных бюджетных вливаниях: деньги, выход из провинциальности, площадка в Москве», — добавляет критик.

Ярославские деятели культуры и политики уже заявили, что в случае слияния Волковский театр потеряет свою индивидуальность, поддержал их и губернатор региона Дмитрий Миронов. Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин также раскритиковал объединение театральных учреждений. После этого премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Мединского ради «общественного обсуждения».

Читайте также: Медведев приостановил приказ Мединского об объединении театров

«В последние годы театральные люди, как могли, боролись со всяческой оптимизацией, сопротивлялись, потому что любое объединение — это стирание индивидуальностей. А каждый русский репертуарный театр — это отдельное лицо. На самом деле, такой единодушный вопль, который раздался после этого подковёрного решения, и означает совокупное мнение театрального сообщества», — подчеркивает Марина Дмитревская.

Она также считает, что те «исторические» обоснования, которые подводятся под создание «Первого национального театра» министерством культуры, не имеют ничего общего с реальностью. Объявляя о своем решении, Владимир Мединский заявил, что объединение — это «исторический, естественный процесс», так как и Александринский, и Волковский театр претендуют на звание первого русского. «Это будет не просто формальное организационное объединение Александринского и Волковского театров, это будет исторически обусловленное воссоздание первого национального театра России», — сообщил глава Минкульта. Театральные деятели уже посетовали, что некоторые коллеги подписались под этой инициативой, оправдывая ее.

«Почему Ярославль вообще фигурирует, как Первый национальный театр, мне всегда было неясно, — говорит Марина Дмитревская. — В Ярославле играли любители, охочие комедианты, как во многих других городах, но перст судьбы указал именно на труппу Федора Волкова, их привезли в Петербург, долго учили, и только после этого был издан указ о возникновении русского профессионального театра в 1756 году. Причем всю эту телегу с созданием театра толкал никакой не Федор Волков, а бригадир Александр Сумароков, великий наш драматург. И именно Сумарокову мы обязаны указом Елизаветы и созданием русского профессионального театра. В то время как Волков сотоварищи играли в Ярославле, Сумароков ставил спектакли с кадетами Шляхетного корпуса, и те и другие были в равной степени художественной самодеятельностью. А профессиональный театр возник в Петербурге в 1756 году. Ведь не считаем мы началом МХТ любительские спектакли Станиславского? Так и здесь. И спор тут неуместен: 1756, Петербург, Головкинский дом на месте нынешней Академии художеств, директор — Сумароков, первый актер — Волков», — заключила Дмитревская.