Сегодня в открытом заседании Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению конституционности ряда статей Бюджетного Кодекса России. Поводом для рассмотрения дела послужили запросы Законодательного собрания Красноярского края, администрации Санкт-Петербурга, Красноярского областного суда и Арбитражного суда республики Хакасия.

Заявители просят признать не соответствующими Конституции РФ п.2 ст.155, п.п. 2 и 3 ст.156 и абз.22 ст.283 Бюджетного кодекса России. Кроме того, заявители указывают, что, утвердив эти нормы, федеральный законодатель необоснованно ограничил права субъектов и муниципальных образований РФ как собственников бюджета. В своем выступлении представитель заявителя от администрации Санкт-Петербурга кандидат юридических наук Владимир Винокуров обратил внимание суда на неопределенность этих норм закона. В частности, с одной стороны они устанавливают запрет на размещение счетов субъектов РФ и муниципальных образований в других кредитных организациях, кроме ЦБ (ст. 155), с другой разрешают это делать в том случае, если территориальные отделения ЦБ в данном субъекте отсутствуют. Следовательно, не удается установить единой линии банковской политики размещения бюджетных средств на всей территории страны.

Напомним, что в соответствии с п.2 ст. 156 Кодекса Российской Федерации обслуживание бюджетных счетов осуществляет Банк России. Кредитные организации выполняют функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст.156 Бюджетного Кодекса). Пунктом 3 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

В соответствии с абзацем 22 статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 июля 1998 года, подписан Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года N 145-ФЗ, опубликован 3 августа 1998 года ("Собрание законодательства Российской Федерации", N 31, ст. 3823).

После заседания представитель Правительства РФ в Конституционном суде юрист Михаил Барщевский расценил требования заявителей как неправомерные, так как, по его мнению, они путают понятие частной и государственной собственности. "Подобные ограничения гарантируют экономическую безопасность страны, - подчеркнул он, - а следовательно, обеспечивают проведение единой финансовой политики и гарантируют исполнение бюджетов. К тому, надежды на коммерческие банки значительно меньше, учитывая, что масштабы ЦБ позволяют ему хранить более 80 млрд. долларов золотовалютных резервов".

Отметим, что в большинстве развитых стран бюджетные деньги хранятся именно в государственных центральных банках. Решение по делу будет принято судом в течение трех недель в установленные законом сроки.