Законопроект о цифровом профиле граждан и юридических лиц не содержит удовлетворительных решений по спорным моментам, которые ранее вызвали критику экспертов и общественности. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 27 марта заявил технический директор компании DeviceLock Ашот Оганесян.

«Создается впечатление, что авторы законопроекта никогда не соприкасались с тем, как государственные IT-системы работают на практике. Впрочем, я полагаю, что при доработке законопроекта все эти шероховатости будут удалены», — заявил Оганесян.

Он отметил, что законопроект направлен в первую очередь на развитие связанной с сервисом «Госуслуги» «Единой системы идентификации и аутентификации» (ЕСиА) как полноценного средства электронной подписи.

Аутентификация через цифровой профиль должна полностью заменить действующие сейчас «аналоги собственноручной подписи», которые работают через коды SMS-подтверждения, а также электронную подпись, которая популярна у юридических лиц, но не у граждан — причём заменить не только при получении госуслуг, но и при проведении коммерческих сделок.

«Это, безусловно, большой шаг вперед в области онлайн-сделок и применения электронного документооборота в экономике в целом», — указал он.

Тем не менее самый «громкий» вопрос — хранение в цифровом профиле согласия на обработку персональных данных — в документе прописан «в компромиссной форме и явно второпях», продолжил эксперт.

«Согласия в системе присутствовать будут, но только связанные с доступом к данным, хранящимся в самом профиле. Более того, именно с согласиями связана довольно грубая ошибка в п. 2 ст. 2 законопроекта, вносящая в закон «О персональных данных» норму о том, что согласие на обработку персональных данных в рамках цифрового профиля должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, что противоречит не только предлагаемым этим же законопроектом изменениям в законе «О связи», но и здравому смыслу — ведь тогда цифровым профилем смогут воспользоваться только обладатели такой подписи, а им он не особенно и нужен», — пояснил Оганесян.

В документе есть и другие откровенно «сырые» места, отметил он.

«Вызывает улыбку, например, раздел 6, предлагаемой к внесению в закон «О связи» статьи 14.2, где декларируется обязанность государственных ведомств предоставлять ответ из своих информационных систем на запросы из цифрового профиля в течение 15 секунд», — отметил Оганесян.

Отметим, что цифровой профиль будет составляться из представленных в электронном виде юридически значимых сведений о гражданине. Проект существует в рамках национальной программы «Цифровая экономика». В рамках эксперимента должна быть создана и протестирована соответствующая инфраструктура, которая начнёт работу до 29 ноября 2019 года.