Для того, чтобы пресечь поток недостоверных новостей, законопроекта будет мало и потребуется также систематическая профилактическая работа, предполагающая в том числе и создание определённого информационного фона. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 17 февраля заявил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин («Единая Россия»), автор законопроекта о запрете «фейковых» новостей.

«Это работа не только должна быть прописана в законе, вовсе не обязательно. Работа с массовым общественным сознанием, общественным мнением через СМИ, через интернет — это не работа законтворца. В законе мы, действительно, предусмотрим определённые меры ответственности. Но работа по противодействию включает в себя и профилактику, и опровержения, и блокировку, и просто создание иного информационного фона», — заявил Вяткин.

«Это гораздо более сложная работа, нежели принятие того или иного закона. Это выстраивание целой системы мер, и одним законом это не рашется», — подчеркнул он.

В связи с этим депутат обратил внимание на недавний инцидент, когда на ряде сетевых ресурсов появилась информация о том, что в Госдуме якобы обсуждается идея запрета продажи автомобилей без места для парковки или хранения. Информация преподносилась полученной от «неназванных источников в Госдуме», однако так и не нашла никакого подтверждения от депутатов и сотрудников профильных комитетов.

«Сама по себе эта идея бредовая и новость, соответственно, ложная. И это очень тонкая грань: масса таких ложных новостей не угрожают ни жизни, ни здоровью, не могут спровоцировать массовые беспорядки, нарушения коммуникаций и иные тяжкие последствия. Но изо дня в день, «капая» на умы, накапливают заряд недовольства, раздражения, где-то даже агрессии и злости» — отметил Вяткин.

Главная проблема заключается в том, что подобного рода сознательные искажения невозможно формализовать, «взять какой-то факт и интерпретировать его таким образом, что все поверят, будто так оно действительно и было», отметил парламентарий.

«Дальше происходит «эффект найденных ложечек»: ложечки нашлись, осадочек остался. Я думаю, что здесь и механизм противодействия подобного рода информационной политике, информационного вмешательства, а где и информационной агрессии, которая медленно, но верно накапливает это недовольство, чтобы потом заискрило, произошёл взрыв — механизм противодействия этому должен быть тоньше. Не просто запреты законодательные, это не просто усиление некой ответственности», — подчеркнул Вяткин.

«Распознать такого рода политику как спланированную деятельность, в том числе из одного или нескольких центров, бывает зачастую сложно. Новости подобного рода всплывают как будто из ниоткуда — чаще всего готовятся из закулисы. То, что это не спонтанная деятельность, мне лично совершенно очевидно. А в вот этом и невольно участвуют и интернет-пользователи, и блогеры, и средства массовой информации, в том числе довольно известные и респектабельные», — указал он.